Как успокоиться перед экзаменом: практические рекомендации и советы психологов. Как успокоиться перед экзаменом

Экзамен — это всегда волнение и страх. Причем эти симптомы сопровождают нас в течение всей жизни. Школьники волнуются перед контрольными или итоговыми экзаменами, студенты — в период сессии, будущие водители — перед экзаменом в ГИБДД.

Частично именно волнение помогает нам мобилизовать свои силы, но, в то же время, это чувство мешает нам, и таит в себе настоящую угрозу.

Стресс и волнение затрагивают большинство систем человеческого организма, но прежде всего негативно влияют на работу нервной, сердечно-сосудистой и иммунной системы. Чрезмерное волнение вызывает учащение пульса и скачки артериального давления. Из-за сбоев в работе организма часто возникают нарушения в эмоциональной сфере личности: перепады настроения, проблемы в общении с родителями и сверстниками.

Откуда вообще берется волнение?

В настоящее время наблюдается не самая приятная тенденция — все чаще в детском возрасте проявляются невротичность и тревожность, повышенное беспокойство и эмоциональная неустойчивость.

Если школьник готовится к экзаменам неправильно, несистематично или чересчур усердно, велики шансы довести свой организм до стрессового состояния. Стресс появляется, когда выпускники проводят за учебниками слишком много времени, забывают о необходимости полноценного отдыха или постоянно недооценивают свои силы, сомневаются в достаточности знаний.

Почему мы волнуемся, и что с этим делать?

Страх перед экзаменом — это нечто большее, нежели просто неприятное ощущение. Многие школьники знают, что из-за волнения результат экзамена может оказаться вовсе не таким, каким хотелось бы. Часто самый сильный страх перед экзаменом — это страх разволноваться.

Некоторые школьники и студенты полагают, что отличники не нервничают перед экзаменом. Это не так. Страх перед экзаменом в жизни испытывал каждых человек, даже тот, кто знает все. Есть две причины, которыми может быть вызван данный вид страха.

Первая причина — это неуверенность в своих силах. Причем чаще всего такая неуверенность вызвана не реальными пробелами в знаниях, а чрезмерной мнительностью и невротичностью школьника. Разумеется, подобного рода неуверенность появляется и у тех, кто реально оценивает свои силы и понимает, что его знаниям не хватает полноты и системности.

Реальные проблемы с уровнем знаний устранить легче, нежели мнимые. Достаточно уделить внимание дополнительной подготовке, перечитать учебник, посмотреть видеообъяснения в интернете, позаниматься с репетитором, в конце концов.

Гораздо труднее работать над самооценкой, перестать сомневаться в себе. В таких случаях школьнику нужна поддержка родителей и учителя.

Совет учителю: Положительная оценка знаний школьника добавит ему уверенности, если вы найдете правильные слова. Подбадривания в духе: «У тебя все получится, и вообще ты умничка» — малоэффективны. Скажите то же самое, но на языке фактов: «На экзамене будут вот такие задания, вспомни, на уроках ты всегда легко справлялся с ними, сочинения даются тебе лучше всех в классе. Я сама иногда их по два раза перечитывала» и т. п.

Вторая причина — переоценка значимости экзамена.

ЕГЭ — это, пожалуй, важнейшее испытание в жизни школьника. От исхода этого экзамена зависит дальнейшая судьба. В связи с этим, появление волнения, внутреннего напряжения и тревоги — вполне закономерно.

Чтобы снизить уровень тревоги, вызванный подобным стрессом, нужно научить школьника правильно интерпретировать ситуацию. Для многих выпускников недополучить один-два балла на экзамене — трагедия всей жизни. Ребята часто ставят перед собой завышенные требования. Нередко ситуацию нагнетают еще и родители.

Совет родителям: Не ставьте ультиматум, не угрожайте ребенку, не сгущайте краски. Дайте ему немного свободы. Спокойно поговорите о его желаниях и о том, как он представляет свое будущее.

Вместе представьте разные ситуации: обсудите, что вы будете делать, если ребенку удастся получить высший балл, и как поступите, если ему не хватит несколько баллов для поступления в выбранный вуз.

Что нужно сделать, чтобы не паниковать в преддверии ЕГЭ?

1. Ставьте цели. К сожалению, многие выпускники даже в конце учебного года не до конца уверены, куда собираются поступать и какую профессию выбрать. Такая неопределенность создает дополнительное напряжение.

Родители и учителя должны помочь выпускнику определиться и подсказать, какие шаги ему нужно сделать на пути к достижению своей цели. Целеустремленность помогает объективно оценить свои силы, подойти к подготовке более осмысленно и системно.

2. Дисциплинируйте себя. Запомните простое правило — системность и порядок во всем.

  • Изучайте материал комплексно, во взаимосвязи между разделами школьной программы, и обязательно равными порциями. Ни в коем случае не откладывайте на последнюю неделю.
  • Давайте мозгу отдохнуть. Для этого полезно переключаться на занятия, не связанные с учебой: творчество, хобби, упражнения по релаксации.
  • Закаляйте тело. Не забывайте о необходимости физических нагрузок. Это одно из важнейших условий хорошего сна.
  • Питайтесь правильно. Полноценное и правильное питание может предупредить возникновение стресса. Не лишним будет прием витаминов.

3. Узнайте «врага» в лицо

Страх перед неизвестным живет в каждом из нас. Поэтому нужно уделить внимание разбору и анализу типовых заданий ЕГЭ.

Вспомните выражение «предупрежден — значит вооружен», каким бы избитым оно вам не казалось. Уделяйте больше времени разбору заданий и помогите выпускникам осознать свои слабые и сильные стороны.

Проведите пробный экзамен в атмосфере максимально близкой к реальному ЕГЭ, чтобы на реальном экзамене ученики чувствовали себя свободнее.

Вам слово:

С коленками, которые подкашиваются, сильным волнением и другими проявлениями паники сталкивался каждый из нас. Есть ли у вас проверенные способы побороть волнение?

Жизнь постоянно ставит человека в ситуации, когда ему приходится сдавать экзамены. Чаще всего это случается в юном и молодом возрасте. Но и позже каждому приходится доказывать свою социальную, интеллектуальную и профессиональную состоятельность. Поэтому состояние экзаменационного стресса сопровождает многих людей на протяжении всех периодов жизни. Если в предэкзаменационный период не взять свои страхи под контроль, то можно сильно подорвать здоровье.

Чем опасен предэкзаменационный страх? Во все времена существовали и существуют люди, которые успешно справлялись со стрессом на экзамене. И неважно, была ли это контрольная в школе, зачет в институте, экзамен в автошколе на получение прав или первое собеседование молодого специалиста с работодателем. Но таких уверенных в себе, психологически стойких и умеющих ко всему относиться спокойно людей совсем немного.

Подавляющее большинство испытывает настоящий стресс, сопровождающийся бессонницей, повышенной возбудимостью, нервозностью, паническими настроениями и страхами. Медицинские исследования в предэкзаменационный период фиксируют у студентов и школьников стойкие нарушения в работе психики и сердечнососудистой системы. Непосредственно в день экзамена у большинства экзаменующихся отмечается учащенный пульс – до 130 ударов в минуту, повышение артериального давления – до 170-180 мм рт.ст., нарушение баланса вегетативной системы, неконтролируемая мышечная дрожь. Исследователи в один голос говорят о том, что подобное состояние может стать фоном для развития впоследствии онкологических и многих других тяжелых заболеваний. А в период экзаменов это мощный удар по физическому и психическому здоровью человека. Причины волнения перед экзаменом.
Чтобы понять, как успокоиться перед экзаменом, унять страх и волнение, нужно осознать причины, которые ввергают человека в это состояние.

Многие школьники и особенно студенты начинают штудировать предмет лишь незадолго до экзамена. Поэтому страх не сдать его, оправдан – сами экзаменующиеся очень часто понимают, что их знаний явно не достаточно. На этом фоне появляется еще один страх – вытащить «не тот» билет или получить «не ту» тему. Ситуация усугубляется, если отношения с экзаменатором не слишком дружественные. Рождается опасение, что тот не будет объективным и занизит оценку.

Предэкзаменационный стресс усиливается при наличии психологических проблем или несбалансированной нервной системы, когда человек не может остановиться в своем страхе и по мере приближения ответственного дня все более «накручивает» себя.

В немалой степени этому способствует окружение: друзья и подруги, которые тоже боятся экзамена; родители, которые даже мысли не допускают о том, что ребенок может не справиться с экзаменом, и он боится их разочаровать. Нагнетающие обстановку разговоры о будущем, о том, как многое зависит от этого экзамена; нарушенный режим дня, когда готовясь к экзамену, человек не расстается с книгой с раннего утра до позднего вечера, порой забыв поесть и отдохнуть – все это негативно действует на психику и усиливает волнение.

Прежде всего, нужно понять, что вся жизнь – экзамен! Она будет экзаменовать вас на каждом шагу и чтобы наилучшим образом выдерживать каждый большой или маленький экзамен, нужно быть собранным, спокойным и быть над ситуацией, не позволяя ей увлекать вас в пучины страха.

Волнения и страхи перед экзаменом могут носить как контролируемый, так и тяжело поддающийся контролю характер. Первые присущи людям, которые хорошо изучали и знают предмет. Их волнение обычно значительно падает, когда они видят тему экзаменационной работы и приступают к ее выполнению. Иначе обстоит дело с людьми, слабо знающими предмет. Даже начав выполнять задание, они до последнего сомневаются в том, что выполняют его правильно. Поэтому первое условие, которое поможет успокоится перед экзаменом – хорошее знание материала, то есть, ответственное отношение к учебе на протяжении всего года.

Остальные рекомендации лежат в области психологии. Родители должны с детства объяснить ребенку, что экзамен – это проверки его состоятельности на каждый период жизни. Но понятие «состоятельности» включает в себя не только и не столько непременную сдачу экзамена, но и готовность спокойно принять любой исход дела. Просто нужно иметь ввиду, что повторно сдавать экзамены всегда сложнее.

Успокоиться перед экзаменом поможет осознание того, что полученная по его итогам оценка не определяет главного – человеческой ценности, а всего лишь отражает уровень знаний на данный период времени. Оценка, полученная на экзамене, будет означать, сделает ли человек следующий шаг в своей жизни сейчас, или – чуть позже.

Если о психологическом настрое на правильное восприятие предэкзаменационной ситуации не позаботиться заранее, то накануне обязательно проявятся все признаки страха. И проще с ними бороться активными действиями. В день экзамена сделайте непродолжительную, но мощную утреннюю гимнастику. Растяните все мышцы, поделайте наклоны и приседания – заставьте кровь энергичнее циркулировать по вашим жилам! Она принесет больше кислорода мозгу и заставит его лучше работать. Следите за дыханием. Помните, что сейчас вам нужно много кислорода. Дышите глубоко и спокойно.

Не нужно идти на экзамен задолго до его начала – постарайтесь максимально отодвинуть время встречи с теми, кто не только боится экзамена, но и заражает своим страхом всех окружающих. Если есть возможность, постарайтесь в этот день перед экзаменом вообще не контактировать с «паникерами». Лучше поговорите с теми немногими, кто уверен в себе и пришел на экзамен в позитиве. Такие люди есть в любом коллективе. Берите с них пример!

Будьте предельно честны с собой. Ведь вы, как никто другой, способны оценить уровень своих знаний. Вы все знаете на отлично? Так о чем же волноваться! Вы не знаете вообще ничего? Так зачем же трепать себе нервы! Спокойно идите наудачу. Ваше спокойствие и способность сосредоточиться могут сослужить вам отличную службу, и вы вытяните из глубины своей памяти то, о чем когда-то лишь мельком услышали на лекции.

Чего не стоит делать перед экзаменами?
В последнее время в период подготовки к экзаменам увеличилось количество людей, применяющих ноотропные препараты с целью повышения активности головного мозга. Но у ноотропов есть и обратная сторона – неправильное или продолжительное употребление вызывает мозговую гиперстимуляцию, которая проявляется в виде повышенной возбудимости, бессонницы, раздражительности, головной боли.

Нежелательно перед экзаменами увлекаться и седативными средствами. С одной стороны они действуют успокаивающе и снимают предэкзаменационный страх, но с другой – затормаживают работу головного мозга, что заметно ухудшает внимательность и способность к сосредоточению.

Не нарушайте режима дня, – только полноценное и своевременное питание и сон будут способствовать лучшей работе мозга. Не проводите за учебниками все время, не забывайте об отдыхе.

Негативные мысли недопустимы. Лучше займите свою голову подготовкой к предмету, чем воображением «ужасов» от последствий несданного экзамена.

Экзамены являются одним из способов оценки того, что узнал и запомнил студент в течение учебного года. В связи с этим студенты должны стремиться к получению высоких оценок. Именно поэтому большинство учащихся испытывают большой стресс во время подготовки к сессии. Они тревожатся, испытывая давление со стороны родителей и учителей, ожидающих от них получения высоких оценок. Ощущение небольшого волнения и лёгкой тревоги перед экзаменами – это абсолютно нормальное явление. Даже круглые отличники, хорошо зная сдаваемый предмет, волнуются. Тем не менее некоторые ощущают столь сильные тревогу и страх, что просто не могут хорошо выучить предмет, так как это не даёт им сосредоточиться на обучении. При этом они забывают даже то, что уже успели выучить и в итоге запоминают меньше, чем могли бы. Поэтому для успешной сдачи сессии важно знать как можно преодолеть страх и волнение перед экзаменами, что поможет уверенно завершить семестр с хорошими оценками.

Для излишне тревожащихся студентов характерны такие проблемы, как отсутствие концентрации внимания, смятение и стресс при изучении трудных вопросов, чувство опустошённости, и даже головокружение и бессонница. Все эти факторы лишь усиливают волнение и страх, которые, в свою очередь, вызывают у некоторых учащихся настоящую панику. Это, конечно же, негативно сказывается на подготовке к экзаменам. Приведём несколько советов, которые могут помочь таким студентам.

Начните готовиться к экзаменам как можно раньше

У большинства учащихся основной причиной тревоги и беспокойства является страх получить неудовлетворительную оценку и пойти на пересдачу. При этом опасение не сдать экзамен напрямую связано с осознанием того, что по предмету ничего не знаешь, так как в течение семестра не учил его, как следовало бы. Абсолютное большинство студентов способны выучить ответы на экзаменационные вопросы. К сожалению, многие предпочитают находить причины откладывать подготовку к экзамену на последний момент. Ведь, как известно, себя обмануть легче всего. В результате, когда до экзаменов остаётся совсем мало времени, приходит осознание того, что материала для изучения слишком уж много. Вместе с ним появляется и чувство страха и тревоги, когда не знаешь с чего начать, и что изучать. Начинаются лихорадочные и бессистемные попытки выучить хоть что-нибудь, которые мало к чему приводят, а это лишь усиливает тревогу. Таким образом, самый простой способ не тревожиться и не испытывать страх – начать учить ответы на экзаменационные вопросы заблаговременно, чем раньше, тем лучше. Также полезным будет регулярно, на ежедневной основе, повторять уже пройденный материал. Вне всяких сомнений, для обучающихся на очном отделении учить предметы в течение семестра гораздо эффективнее, чем пытаться их освоить за несколько дней, выделенных на подготовку к экзамену. Если вы усердно учились весь семестр, то перед сессией достаточно будет только просмотреть свои записи, освежив в памяти пройденный материал. В этом случае не будет страха и неуверенности, так как знания уже имеются, а это даёт уверенность в успехе.

Не зубрите!

Одна из распространённых ошибок, которую допускают многие студенты при подготовке к экзаменам – это зубрёжка, то есть попытка запомнить учебный материал без его понимания. Такие учащиеся просто многократно повторяют текст, пытаясь заучить его дословно, не прилагая особых усилий к тому, чтобы понять его суть. Знайте – это в корне неправильный способ изучения! Для большинства обычных студентов зубрёжка лишь увеличивает шансы на забывание изучаемого материала. Если пытаться запомнить ответ на экзаменационный вопрос без понимания его сути, то на самом экзамене вряд ли удастся вспомнить достаточно для получения высокой оценки. Следовательно, прежде чем запоминать, очень важно разобраться в содержании предмета, понять его суть. При таком подходе вы никогда не забудете какой-либо важный момент. Кроме того, понимая, о чём идёт речь в тексте, даже если не удастся вспомнить его дословно, вы всегда сможете дать ответ на экзаменационный билет своими словами.

Таким образом, изучая учебный текст, сначала прочитайте его и попытайтесь понять. Если какие-то моменты непонятны, выпишите их на отдельный лист, а затем найдите ответы и поймите их содержание. Только когда непонятных аспектов не осталось начинайте запоминать.

Немаловажно и то, что учебные тексты чаще всего написаны в научном стиле и содержат много «воды». Поэтому если удалось понять учебный материал, его легко можно будет сократить наполовину, выбросив лишние предложения, оставив для запоминания главное. В итоге учить придётся намного меньше. Следуйте этому методу эффективного обучения, и вы почувствуете уверенность в успешной сдаче экзамена, а страх неудачи отступит.

Выделяйте время на отдых

Подготовка к экзамену вовсе не означает, что вы должны сидеть над книгами в течение всего дня. Наоборот – такого следует избегать. Обязательно следует делать регулярные перерывы, чтобы отдохнуть и освежить голову. В перерыве пойдите погулять, послушайте музыку, пообщайтесь с друзьями и семьёй. Это поможет вам чувствовать себя спокойно. Однако во время обучения избегайте смотреть телевизор, не увлекайтесь сёрфингом сайтов в интернете, соцсетями и компьютерными играми. Все эти увлекательные занятия слишком затягивают и крадут много времени. Также они не дают вашему мозгу отдыхать, заставляя его активно работать, что снижает эффективность обучения.

Повторяйте уже выученные ответы на экзаменационные вопросы

Для того чтобы предотвратить тревогу и беспокойство за результаты экзаменов во время подготовки к ним необходимо обязательно регулярно повторять уже выученный материал. Планируйте свой график обучения так, чтобы иметь время на повтор каждой изученной темы. В течение этого времени, при необходимости вы сможете сделать дополнительные примечания, выписки или заметки, которые помогут лучше запомнить ответы на вопросы. Также повторение позволяет понять, какие вопросы вы уже знаете на отлично, а над чем ещё следует поработать. В итоге повторение уже изученных тем позволяет удерживать их в памяти и даёт уверенность в успешной сдаче экзамена, тем самым предотвращая возникновение страха и тревоги.

Помимо вышеупомянутых советов, есть ещё несколько важных моментов, знание которых поможет справиться с волнением перед экзаменом.

  1. Очень важный момент – непосредственно перед экзаменом не следует ничего учить и повторять. В идеале, если график это позволяет, перед сдачей необходимо выделить «день тишины». Это время необходимо на то, чтобы знания, как говорится, разложились по полочкам в вашей памяти. Часто перед экзаменом возле экзаменационной аудитории можно наблюдать студентов, которые лихорадочно пытаются что-то учить и повторять по стопкам исписанных листов или учебникам. Не нужно этого делать. Это лишь приведёт к большей тревоге и беспокойству, а знания в вашей голове окончательно перепутаются, и вы забудете даже то, что уже знали. Да и «перед смертью не надышишься», то есть если вы что-то не выучили, за полчаса до экзамена вряд ли уже выучите. Поэтому перед экзаменом лучше просто отвлечься и отдохнуть.
  2. Во время подготовки к экзамену и непосредственно перед ним избегайте разговоров с друзьями о том, что они успели выучить и сколько билетов изучили. Ответы на эти вопросы вам никак не помогут, а узнав, что кто-то выучил больше вас, вы лишь будете больше нервничать и беспокоиться.
  3. Если вы чувствуете себя очень напряжённо и беспокойство не отпускает, непосредственно перед входом в экзаменационную комнату сделайте несколько глубоких вдохов, которые помогут расслабиться.
  4. Для снятия напряжения, тревоги и волнения ни в коем случае не применяйте какие-либо лекарства. Успокоительные средства притупят ваше сознание, реакцию, и вы не сможете хорошо ответить на вопросы экзаменатора. Кроме того, известны случаи, когда студенты, приняв успокоительные накануне экзамена, прямо во время его сдачи начинали чувствовать себя очень плохо, и им требовалась медицинская помощь.
  5. Во время экзамена, если вам достался трудный билет, выделите в нём наиболее сложные вопросы и отложите их на время. Сначала начните вспоминать ответы на более лёгкие вопросы, те из них, которые вы знаете. Позже вернитесь к трудным. Начав со сложных вопросов вы рискуете завязнуть в них, что вызовет тревогу и даже панику, и в итоге экзамен будет провален. Поэтому в первую очередь готовьте ответ на более простые вопросы. При таком способе у вас будет достаточно времени для того, чтобы вспомнить как можно больше. Это поможет уверенно сдать экзамен.

Таким образом, следуйте выше приведённым советам и вы сможете преодолеть волнение, тревогу и страх перед сдачей экзаменов. В любом случае помните – это всего лишь экзамен, а не конец света. Самое страшное что с вами может случиться – это неудовлетворительная оценка. Она, конечно, неприятна, но не смертельна. Поэтому не стоит слишком уж волноваться. Ведь любой экзамен, даже госэкзамен, можно пересдать. Главное готовиться, учить и тогда вы обязательно сдадите всю сессию. Удачных вам экзаменов и высоких оценок!

! Что делать, чтобы не испытывать стресс на экзамене ! Как справиться с волнением и показать свои настоящие знания.
Сегодня вы узнаете, как пять минут медитации помогают избавиться от неуверенности на экзамене, контролировать свое мышление, эмоции и поведение.

Я расскажу, как медитация помогла студентам США изменить отношение к экзаменам и обучению.
Друзья, если до экзамена осталось совсем мало времени, скорее читайте эту статью. Статья полезное дополнениям к Вашим знаниям.
Важно уметь пользоваться знаниями, и реализовать их в полноценный ответ.

Какой он, стресс на экзамене?

Я много раз наблюдала, как волнение просто сжирало студентов. В их числе были все и те, кто пользуется шпаргалками и те, кто от корки до корки ответственно штудирует учебники.
Сама хорошо помню дрожь и жар во всем теле перед экзаменационным кабинетом, а после бессилие как после тяжелой физической работы. Испытывали такое?

До сих пор, многие студенты испытывают настоящий стресс на экзамене !
Вы словно участвуете в марафонском забеге! Мышцы напряжены, тяжелое частое дыхание, сердце разрывает грудь, кровь переполнена адреналином.

Ум парализован! Руки дрожат, действия рассеянные, отсутствие внимания и способности размышления.
Вы пытаетесь достать свои знания из головы — не получается.
вы хотите прочитать, хотите ответить - голос дрожит!

Почему мы испытываем сильное волнение и стресс на экзамене? Как не волноваться перед экзаменом?

Первая причина стресса.

Причина в привычном негативном мышлении.

Мы приучили свой мозг мыслить негативно, представлять не желаемый исход событий, а затем переживать, словно это уже случилось.

Чрезмерное волнение, страх, тревога, это эмоции, сопровождающие наши мысли.
Если я не сдам экзамен, меня отчислят — страх.
Меня этот преподаватель не любит, будет валить — тревога.

Страх перед преподавателем, волнение при выступлении перед однокурсниками прячут Ваши знания.

Стресс тормозит самореализацию. Вот почему в настоящее время министерство образования России заинтересовалось обучением студентов медитации.
Настроить мозг на позитивное творческое мышление в студенческие годы, это осознанное обучение в свое удовольствие, это ускорение своей жизненной самореализации, это истинная цель образования.

Наверное, многим хотелось бы изменить систему образования, сделать ее лучше интереснее. То, что вы реально можете сделать прямо сейчас, это изменить систему своего ума, принять волевое решение:

  • освободиться от негатива
  • мыслить позитивно
  • всегда сохранять спокойное состояние ума

Эта система ума точно подскажет Вам, как успокоиться перед экзаменом!
У Вас изменится восприятие жизни, Вы вдруг увидите в новом цвете экзамены, образование, преподавателей, друзей.

Вы готовы изменить мышление своего ума?

Медитация «Как успокоиться перед экзаменом»

Медитация освобождает мозг от ненужных эмоций.

Вы учитесь быть в данном моменте на все 100%, не смотреть в будущее, а находиться в экзаменационной комнате, спокойно отвечать на вопросы, и если нужно умело применять шпаргалки. Вы внимательны, сконцентрированы, расслаблены и настроены на успех.

Экзамен перестает быть марафоном, вы успокаиваетесь, дыхание замедляется, ум становится ясным, сознание спокойным и чистым.

Студенты Гарварда знают, как успокоиться перед экзаменом . Они регулярно выполняют перед занятиями 10мин практики медитации, и с них начинают каждый экзамен. Вместе с преподавателем студенты отвечают на вопрос, что действительно происходит здесь и сейчас.

Студенты поделились своими ощущениями. Они рассказали, как успокоилось их сознание, как изменилось восприятие экзамена. Экзамен перестал быть оценкой в зачетной книжке, неожиданно для себя, студенты увидели эффективный способ закрепления знаний.

После медитации экзамен воспринимается как обычное занятие, на котором вы раскованы, рассудительны, находчивы.

В преподавателе Вы начинаете видеть человека, который грамотно спланировал учебный процесс, помогает эффективно получать знания и способствует развитию Вашей личности.

Стресс на экзамене отступает.

Медитация это состояние спокойного размышления и глубокого сосредоточения.

Многие учебные заведения США уже попробовали метод медитации и достигли первых результатов:

Повысилась успеваемость
студенты стали позитивнее
улучшились отношения с преподавателями и сверстниками

  • Что я чувствую сейчас?
  • Что вызывает мое напряжение?
  • Могу ли я перестать напрягаться сейчас?
  • Хочу ли я быть сейчас расслабленным и спокойным?
  • Я выбираю напряжение или расслабление?

помогают выявлять, понимать и управлять симптомами стресса.
Уменьшается вероятность выгорания, улучшается работоспособность, формируется устойчивая мотивация.
Эти вопросы помогают расслабиться и успокоиться перед экзаменом .
Не верится? Просто проверьте на себе! Я, к примеру, сейчас выбрала быть расслабленной и спокойной. А вы?

Вторая причина стресса на экзамене.

Распространенная причина стрессов отсутствие ясной цели обучения. Не все студенты могут сразу ответить на вопрос

Для чего именно я учусь?
Почему именно здесь?

Для чего?
Чтобы каждый молодой человек знал, для чего он учится и видел ясную картину реализации своего будущего.
Чтобы за все время обучения у Вас ни разу не возникли мучительные сомнения,

Зачем мне это надо?
почему же, я на этот факультет пошел?

Все больше преподавателей признают медитацию средством повышения эффективности образования и успеваемости студентов.
Студенты перестают испытывать стресс, потому что сами знают, как успокоиться перед экзаменом и полностью раскрыть свой потенциал.

Когда вы знаете, чего хотите от жизни, цените и стремитесь к знаниям, Ваше сознание позитивно и целеустремленно. Вы не видите причин для стресса на экзамене .

Вы медитируете, размышляете, в вас возникает осознанное стремление к знаниям, образованию и мудрости. Это придает Вашим знаниям дополнительную уверенность и решительность.

На своем опыте проверила, чем больше знаний и способностей, тем больше возможностей дает жизнь!

Практики медитации в европейской системе образования.

Практику медитации в настоящее время рассматривают как недостающее звено образовательной программы. Это звено, которое помогает соединить обучение с целью своей жизни.

Определив значение образования для своего будущего, Вы начинаете понимать незаменимость каждого предмета, видеть не лекции и семинары, а единый целостный образовательный процесс.

Для многих медитация-это религия, монахи отшельники или секта. В действительности, слово медитация с легкостью можно заменить, на раскрытие природных способностей. Взгляд внутрь себя, глубокое размышление, внимательности к своим мыслям, контроль эмоций раскрывают внутренний потенциал.

Медитация дополняет образование творчеством, вдохновением, полетом фантазии, уверенностью, желанием действовать. Мертвый груз знаний, наконец, реализуется в жизненные цели.

Мы часто слышим фразу «мне нужно высшее образование», а не «мне нужны знания анатомии, чтоб быть хорошим тренером», «мне нужны знания психологии, чтоб понимать своих сотрудников», «Мне нужны знания программирования, чтоб создать свой сайт!»
В итоге только с дипломом в руках возникает вопрос « кем я хочу стать, работать».
Я уверена, очень многим выпускникам знакомы такие размышления.

Образование только ради образования — это настоящая проблема. Из-за этого порой даже успешные студенты не способны применить свои знания за пределами ВУЗа.

Современное образование видят решение в организованных практиках медитации в процессе обучения.
Это стратегия формирования у студентов восприятия образования как эффективного пути реализации целей жизни.

Элементы этого метода уже включены в образовательные программы Германии, Америки, Швеции и приносят первые свои «плоды».
Медитация в процессе образования состоит из двух частей.

Практическая часть. Пятиминутные практики медитации
Образовательная часть. Лекции для свободного прослушивания на темы

Стресс. Его влияние на обучаемость.
Повышенная тревожность мешает мыслить.
.
Внимательность увеличивает процент решенных задач.
Как медитация улучшает функции мозга.
.

Как за 1 минуту успокоиться перед экзаменом.

В университетах США студенты и сами преподаватели медитируют перед экзаменом.
Они вместе отвечают на вопросы

Для чего этот экзамен?
Что хорошего дает им экзамен?
Где можно применять знания, полученные на экзамене?

Возникает личная заинтересованность, пропадает страх и волнение. Спадает напряжение. Студенты спокойно отвечают на вопросы и знают, что получают знания, которые им важны.

Преподаватели после медитации экзамен видят, как свое непрерывное совершенствование. Они создают непринуждённую атмосферу, помогают студентам успокоиться перед экзаменом , вот это настоящий профессионализм.

А вы знаете цель своего обучения и получения знаний? Попробуйте провести аналитическую медитацию.

Аналитическая медитация-это искусство рассуждения с улыбкой, свободный поток мыслей, без страха и волнений. Это отличный способ успокоиться, и не только перед экзаменом !

С внутренним спокойствием и ровным спокойным дыханием, размышляйте, анализируйте, как вы будете применять знания в своей жизни. Пусть ваше воображение будет смелым и позитивным.

Расслабьтесь сейчас. Представьте свой ум чистым, ясным, без омрачений. Насладитесь безмятежностью и абсолютным спокойствием ума. Сохраняйте это состояние, будьте внимательны, не отвлекайтесь на приходящие мысли, не откланяйтесь от своего состояния полного расслабления.

Возьмите листок бумаги и напишите:

кем вы хотите стать
что вы действительно любите
что по-настоящему Вас вдохновляет

Размышляйте с расслабленным взглядом.
Напишите все возможные способы реализовать свое желание, все необходимые важные для этого знания.

Прежде всего хочу сказать, что если найдется какой-нибудь психолог или педагог, который скажет, что у него, как в шляпе у фокусника, находится универсальный рецепт противодействия стрессу, в том числе стрессу во время экзамена, то мы должны отнестись к подобного рода высказыванию с некоторой долей скепсиса и сомнения. Скорее перед нами знахарь, который сулит универсальные рецепты на все случаи жизни, а таких рецептов на свете не существует.

Прежде всего надо понять, что мы живем в мире, в котором действует формула «стресс, который всегда с тобой». Поэтому, как только ученик начинает пытаться изгнать свой стресс, фиксироваться на нем, возникает очень опасное явление - фиксация на возможной неудаче во время экзамена, которая может переродиться в болезненную навязчивость: «У меня не получится, я проиграю, я не смогу достичь успеха». Вот эти моменты должен знать каждый человек: стоит на чем-то зациклиться, может родиться «выученная беспомощность» и стресс овладеет тобой.

Второй важный момент: экзамен, каким бы он ни был – это ни есть инициация личности, это ни проверка человека на личностную зрелость, а проверка его знаний; и не более того. А знания можно приобрести вновь, к знаниям можно вернуться, и поэтому неудача на экзамене - это неудача в знаниях, а не неудача в развитии человеческой личности. Не нужно путать между собой личностный неуспех и ситуативную неудачу, которая возникает в том случае, если ученик не достигает той или иной оценки. В этом смысле в свое время была замечательная книга Алексея Николаевича Леонтьева и Александра Романовича Лурия, двух крупнейших психологов, «Экзамен и психика». В этой книге говорилось о том, что стратегия экзамена как проверки знаний в условиях дефицита времени и дефицита информации - это не самая лучшая процедура тестирования знаний личности, поскольку она, как кнутом, подстегивает нашу с вами психику и может стать опасным риском для развития личности.

Кто-то умеет собраться в стрессовой обстановке, а кого-то одолевает страх. Что тогда делать? В тех случаях, когда тебя одолевает паника, надо ставить не ближние цели, становиться НЕ рабом момента, а обладать искусством переключения на дальние цели. Понять то, что происходит здесь и сейчас; непременно пройдет, и это мимолетно. А есть те задачи, в которых ты успешен, есть те задачи, в которых для тебя есть нечто главное и ценное. Например, если молодому человеку любимая говорит: «Прости, я тебя не люблю…», а он впадет в панику, то только тем самым приговаривает себя к ситуации нелюбви. Но в этой же ситуации он может сказать: «Да, сейчас ты воспринимаешь меня как нелюбимого, но я совершу такие подвиги, я сделаю такие дела, что ты меня непременно полюбишь». Ставьте перспективные цели, и вы подчините панику себе. Тем самым, искусство преодоления этой паники – это искусство постановки дальних целей и мотивов. И не случайно даже в армии под шквальным огнем давался приказ: «Ройте окопы». Именно подобные действия позволяли одерживать победы над стрессом.

Как учитель может успокоить ученика? Учитель как человек, который дает ему установку, может помочь ученику понять, что с ЕГЭ жизнь не кончается и не начинается. Если учитель скажет: «У тебя в жизни много другого, ЕГЭ, ну и что, сегодня такое, завтра другое», то, как ни парадоксально, он поможет ученику преодолеть ЕГЭ и справиться со стрессовой ситуацией.

Можно ли сказать, что в школе есть такой дефект запугивания учеников экзаменами? Современные школы очень разные. Та школа, в которой экзамен превращается в пугало, причем не только для учеников, но и в пугало для учителей, в пугало для родителей, плодит неуспех, плодит неудачников. Таких школ быть не должно. И я повторяю, неудачу в области знаний ученик не должен воспринимать, как крах, трагедию, драму всей своей жизни. Школа, которая превращает экзамен в пугало, в драму для жизни ученика, родителя и учителя, должна исчезнуть из нашей культуры.