Сколько вариантов развития шахматной партии. Что нужно знать о шахматах

На вопрос Сколько всего различных вариантов партий в шахматы возможно? заданный автором скопидомствовать лучший ответ это Ответ PawnMaster, начиная с 3-ей строки уже не верен. Число вариантов на 2-м ходу зависит от конкретного сделанного первого хода, и общее число вариантов уже на 2-м ходу больше.
Далее цитаты:
Вначале иррациональные осложнения!
Почему?
Ответ: потому, что иррациональные осложнения и – добавлю – сопутствующие иррациональным осложнениям атаки материальных мишеней всего ближе предстоят к истинной и неискаженной природе шахматной игры. Последняя же отождествляется мною с природой шахматного хаоса.
Хаос первичен. В шахматах же хаос – это бесконечное и первозданное множество всех возможных, то есть всех разрешенных правилами игры шахматных партий. Повторяю: всех шахматных партий без исключений. В том числе и бессмысленных партий!
Важно то, что хаос способен к самоупорядочению. Порядок вторичен. Добавлю: переход от хаоса к порядку происходит сам по себе, то есть спонтанно, происходит без внешнего воздействия на сложную динамическую систему. Работают внутренние параметры системы. Они – эти параметры – отвечают за «все без исключения» !
...
По моим самым осторожным арифметическим подсчетам, позиция на диаграмме – это всего лишь одна «реальная» шахматная позиция из... десятков тысяч возможных и несостоявшихся финальных шахматных позиций. Тех позиций, в которых шахматист прерывает расчет вариантов и приступает к оценке ситуации на доске. Одна точная позиция на сотни, тысячи позиций неточных!
...В только что приведенных мною красивых вариантах воедино переплелись и атака, и контратака противника (с точки зрения белых – защита) , и стратегическая игра. Все вместе они определяют, так называемый, перемешивающий слой – центральное понятие теории динамических систем. В перемешивающем слое царит хаос, господствуют неопределенность и Его Величество Случай. При этом нам – шахматистам – необходимо абсолютно точно осознать прозрачную истину: Его Величество Случай – это не результат нашей с вами некомпетентности или недобросовестности. Он – Его Величество Случай – есть всего лишь символ нашего истинного незнания, символ принципиальной невозможности абсолютно точно оценить шахматную позицию. Порядок в шахматах – это островки знания в океане хаоса. Мы обречены блуждать в дебрях шахматных вариантов. Шахматы – практически неисчерпаемая игра.
...
1. Модель шахматной игры станет динамической моделью тогда, когда мы догадаемся «впрыснуть» в модель хорошо известный науке принцип «lineaminorisresistentiae» (принцип «линии наименьшего сопротивления»). Отмечу тот факт, что этот важнейший для любой солидной теории принцип ввел в теорию шахматной игры еще Эм. Ласкер – второй чемпион мира по шахматам.
2. Шахматный хаос первичен. Он представляет собой бесконечное множество всех возможных шахматных партий. Или иначе: шахматный хаос – это совокупность всех без исключений шахматных «траекторий» (шахматное дерево). Физический аналог – термодинамические хаотические системы в Природе. «Законы» - правила шахматной игры.
Важнейший нюанс: ценности всех без исключений шахматных фигур равны нулю. В том числе – короля!
3. Постулируя бесконечную шахматную ценность короля, мы мгновенно частично упорядочим шахматную систему. Возникнет собственно шахматная игра (цель игры – мат неприятельскому королю). Для нас важно то, что при переходе от хаотической шахматной игры к игре частично упорядоченной элементы хаоса в системе останутся. Они – эти элементы хаоса – неуничтожимы.
4. Динамической системе, если она достаточно сложна, не нужен «надзиратель». Система сама «принимает» решения. «Принимает» решения случайным образом.
...
Отвечу коротко и недвусмысленно: шахматная игра не вмещается в узкое для нее ложе классических научных представлений. Добавлю: при описании нами шахматной системы нам будет необходимо дополнить традиционную двузначную логику, с ее классическими «да» и «нет» , новой, третьей по
Источник:

Ответ от умопомрачение [гуру]
неизвестно. их бесконечное множество!


Ответ от Качественный [гуру]
ШАХМАТЫ– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару) , а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья) , конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника] , а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» , в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеаз


Ответ от Вещество [новичек]
Если вы играете в шахматы, то вам может показаться, что количество разных партий, возможных в этой игре – бесконечно. Тем не менее, оно вполне поддаётся подсчёту.
Вначале игрок, получивший право первого хода, обладает набором из 20-ти возможных ходов. Затем второй игрок также делает свой выбор из 20-ти вариантов. Это значит, что после первого обмена ходами, количество возможных комбинаций на доске равняется 400.
Ещё через один круг это число возрастёт до 20 тысяч.
Американский математик Клод Шеннон подсчитал точное количество всех возможных комбинаций. Выяснилось, что число разных шахматных партий, которые можно сыграть, равняется 10-ти в 120-ой степени. И это число значительно превышает количество атомов во Вселенной, которое составляет всего 10 в 80-ой степени.


Ответ от форвард [новичек]
Расчет за одну сторону:
1 ход - 20 вариантов
2 ход - всего 40 вариантов, но существует 12 блокировочных ходов (например, ход конем блокирует 2 варианта хода пешки на 2 ходе) в итоге, при определенном варианте 1 хода, на 2м ходе остается либо 39, либо 38 вариантов, до 3го не считали.

Время на обдумывание очередного хода ограничено и фиксируется шахматными часами. Но несмотря на это каждая игра может длиться неограниченное количество времени и партий. Обратимся к истории шахматных турниров, чтобы проверить, так ли это на самом деле.

Самый первый международный турнир по шахматам (в истории современных шахмат) прошел в Лондоне в 1851 году и собрал 16 участников. Турнир состоял из 4 кругов, причем такой исход игры, как ничья, не засчитывался. В первом круге участники играли 3 партии на большинство побед, последующие круги состояли из 28 партий в общей сумме. Таким образом, число партий было установлено руководством турнира.


Матч 1927 года, положивший начало новой шахматной эпохе благодаря победе Александра Алехина над «безоговорочным фаворитом» Хосе-Раулем Капабланка, длился 31 партию! Матч между известными на весь мир гроссмейстерами Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым закончился через 24 партии победой Каспарова. Сражение настоящих «монстров» игры Каспарова и Владимира Крамника в 2000 году завершилось через 15 партий. А скандальный матч по классическим шахматам между Владимиром Крамником и болгарцем Веселином Топаловым в 2006 году закончился уже через 12 партий с равным счетом соперников. Другая не особо честная и беспристрастная игра состоялась в разгар «холодной войны» между американским шахматистом Робертом Фишером и советским гроссмейстером Борисом Спасским. Фишер победил Спасского за 21 партию.

Последний матч за звание чемпиона мира по шахматам завершился через 12 партий. Кстати этот матч привлек колоссальное внимание людей, ведь на «шахматном поле» сражались сильнейший гроссмейстер планеты норвежец Магнус Карлсен и россиянин Александр Карякин, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса как самый молодой гроссмейстер в истории шахмат.

Как видите, шахматный матч может длиться любое количество времени и партий. Количество партий можно установить в начале игры, а можно определить лишь число побед, а сколько для этого потребуется партий, будет зависеть от участников игры. Поэтому если вы играете на любительском уровне или устраиваете не слишком серьезный турнир, число партий будет зависеть от вашего желания и возможностей игроков.

Сколько идет партия в шахматы

Как уже было сказано ранее, количество партий может быть неограниченно, тогда как по времени партия имеет лимиты. Речь идет о контроле времени каждого хода. Необходимость в контроле времени появилась в тот момент, когда шахматные турниры начали собирать зрителей и «болельщиков».

Временные лимиты бывают разными: на игру, на отдельный ход, на некоторое число ходов, с добавлением времени. Для любительских игр используются песочные часы – чем быстрее игрок сделает ход, тем меньше времени на раздумья останется его противнику.

Известны случаи, когда шахматные турниры и просто матчи затягивались на несколько дней из-за отсутствия какого-либо лимита.

Время партии зависит от ее вида (точнее формата). На этом моменте остановимся подробнее.

  • Классическая партия. Наиболее распространенный вариант игры, который был введен еще в конце 19 века (отсюда и название). Игрокам дается два часа на совершение первых 40 ходов, затем час на следующие 20 ходов и 30 минут до окончания партии.
  • . Этот формат развеет стереотип о том, что шахматы – скучная и нудная игра. Каждому шахматисту дается 5 минут на всю партию. В некоторых играх игроки могут получить даже 3 или 1 минуту (довольно экстремально!). Чтобы стать блицором (игрок блиц-партий), необходимы долгие тренировки и такие качества, как собранность, умение быстро принимать решение и, конечно, быстрота.
  • Рапид – можно сказать, облегченный вариант блица. Шахматистам дается по 15-20 минут на партию. В целом партия формата «рапид» может длиться от 10 до 60 минут.

В партии с контролем времени часто возникает такая ситуация, как цейтнот – игроку предстоит совершить еще несколько ходов, а времени почти не осталось. В некоторых случаях время могут добавлять, следовательно, длительность партии будет увеличиваться.

Также распространен лимит с добавлением времени. В общих словах – при фиксированном и заранее обусловленном количестве времени к каждому ходу добавляется какое-то количество секунд или минут по разным схемам (Фишера, Бронштейна, с задержкой без накопления).

Итак, как вы могли убедиться, установить твердые временные рамки для шахматной партии очень сложно. Все зависит от хода игры: насколько сложны комбинации, как много времени игроки тратят на обдумывание очередного хода. Все это делает шахматы еще более интересной и увлекательной игрой.

Количество возможных шахматных партий

Мы говорили, что количество партий в шахматах не регламентируется, но оно не бесконечно. Это доказал известный американский математик Клод Шеннон еще в 1950 году.

Шеннон получил это число из математических расчетов. Математик установил, что для совершения каждого хода игрок имеет 30 разных вариантов. Проанализировав уже прошедшие партии, Шеннон определил и среднее число ходов в каждой партии – приблизительно 40. Согласно этим данным выходит, что можно сыграть около 10120 неповторяющихся партий. Углубившись в расчеты, Клод Шеннон получил число, равное 10 120 – по мнению ученого, именно столько раз (причем минимально!) можно сыграть неповторяющиеся уникальные, партии. Только представьте: минимальное количество неповторяющихся шахматных партий превосходит число атомов в наблюдаемой Вселенной в несколько раз. Думаем, теперь всем стало ясно, почему каждая шахматная игра не похожа на предыдущую, а предугадать ее исход практически невозможно.

Это исследование является «первопроходцем» шахматной теории. Также оно оказало большое влияние на развитие компьютерных шахмат, тем более, что Шеннон продолжив начинания других ученых в области алгоритмов, изобрел машину, способную играть в шахматы.

Интересных фактов о шахматах.

1. Происхождение названия

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го векачатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского - «король умер»).

2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы - это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

6. Шахматы вслпую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматистЯнош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple

10 самых смертоносных событий в истории

Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира

10 величайших перемен последнего тысячелетия

Человек-крот: мужчина провёл 32 года, копая пустыню

10 попыток объяснить существование жизни без дарвиновской Теории эволюции

Непривлекательный Тутанхамон

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

Родина шахмат - Индия

25. Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию. Возможно, так выглядели первые шахматные партии

24. Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году. Исключительное право пешки на первый ход

23. Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре. Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

22. Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.
Литографии участников первого шахматного турнира в США

21. Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.
Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

Первая партия «Космос - Земля»

20. Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.
Матч космонавтов с Землей закончился вничью

19. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.
Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

18. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.
Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

17. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.
Тьюринг интересовался и шахматами

16. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.
Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

Самый старый набор шахмат

15. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень». Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

14. Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы. Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13. Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах. Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

12. В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры. Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

11. Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.
По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

Откуда произошло название шахматы

10. Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».
Королю не убежать!

9. В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.
Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

8. Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.
Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

7. В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.
Сильный шахматист подобен ладье

6. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.
Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

Томас Уилсон изобрел шахматные часы

5. Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.
Без часов невозможно проведение шахматного турнира

4. В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.
Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

3. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.
Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

2. Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.
В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

1. Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.
Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Научные исследования и разработки последних десятилетий создали вычислители и программное обеспечение которые знают сколько всего ходов в шахматах существует вообще.

Эти программы способны на перебор огромного количества вариантов, и определить сколько вариантов ходов в шахматах можно сделать.
Сейчас шахматы являются моделью научных исследований в технике, психологии, педагогике. При решении шахматных задач используется так называемый переборный тип, когда из возможных элементов решения выбирается наилучший.

Шахматная игра, с самых общих позиций, представляет из себя перебор громадного (10 в 120 степени) числа вариантов.

Если рассматривать начало игры то сначала есть только 20 ходов: 16 пешками, 4 конями. После второго 20*20 =400 позиций, третьего уже 8902 позиций и лавинообразно количество позиций или дерево перебора от хода к ходу увеличивается. Всего подсчитано сколько ходов в шахматах то это огромная цифра 10 в 120 степени.

Таким образом, доказывается теорема о том, что суперсовременный компьютер, в принципе, может: «белые начинают и выигрывают».

Что может компьютер в шахматах

О том, что компьютер принципиально может выиграть у человека необходимо рассмотреть «вычислительные мощности» оппонента: человеческого мозга.
Мозг самое сложное мироздание, то 100 миллиардов нейронов и почти в 10 000 раз больше соединений нейронов – квадриллион вариантов. Если компьютерная скорость обработки превысит квадриллион операций плюс надо учитывать запутанность связей между нейронами, то чтобы перебрать все варианты нужен . Как видно компьютер способный перебрать сколько ходов в шахматах таких мощностей пока не придумали. Учитывая различную локализацию функций мозга вообще у разных людей, можно сделать вывод о большой вероятности выигрыша имеющимся программным обеспечением. С другой стороны профессиональный шахматист смотрит на позиции фигур на доске в целостной картине. Он видит потенциально выигрышные и проигрышные ходы с предугадыванием действий соперника. У компьютера нет внутренней интуиции и поэтому он вынужден анализировать все возможные ходы, но по мере роста возможностей компьютерной техники и совершенствования программного обеспечения человеку не угнаться за кремниевым, или силиконовым чипом.

Всем известен официальный турнир в 1997 году, когда компьютер компании IBM с программой Deep Blue, выиграл партию у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
В 2003 году программа Deep Junior свела турнир с Каспаровым вничью. С тех пор было доказано, что шахматы навсегда оказались вычеркнуты из первенства человеческого интеллекта над машинным. Кроме того, человек-игрок подвержен бременем усталости, эмоций, грубых ошибок в отличие от машины.

Таким образом, компьютер сможет рано или поздно просчитать эту игру до конца и определить точно сколько ходов в шахматах, но это ни в коей мере не значит, что шахматы потеряют свой интерес.

Наоборот компьютеры пусть соревнуются между собой, а люди между собой. Так будет не только с шахматами, а и с другими играми.

Да это и понятно, спринтеры не соревнуются по скорости с автомобилями, а математики с калькулятором.