«Мужчина — гинеколог: некоторые аспекты профессиональной деятельности. Хирург-гинеколог о голом женском теле, бесплодии и о том, почему он никогда не лечит свою жену Что чувствуют мужчины хирурги при осмотре пациенток

Рекомендуемое посещение женского доктора акушера-гинеколога периодичностью один раз в год. Прохождение профилактического осмотра необходимо даже если нет жалоб и хронических заболеваний женской половой системы, так как некоторые гинекологические заболевания зачастую протекают бессимтомно.

Во время беседы с врачом не должно быть секретов или запретных тем. Поэтому пол врача в данном вопросе абсолютно не должен иметь решающего значения. Но выбор все равно остается за вами. В нашей клинике прием ведут специалисты как мужчины, так и женщины. Наши врачи отделения гинекологии дополнительно специализируются и могут проконсультировать по онкологии, маммологии и хирургии.

  • знать обильность и периодичность менструации;
  • знать дату последней менструации.

Перед визитом к специалисту надо подготовиться заранее:

  • сходить в туалет (по возможности). Это необходимо при пальпации, а забитый кишечник может осложнять диагностику.
  • дома необходимо провести гигиенический душ наружных половых органов. Категорически запрещается спринцеваться, т.к. врачу будет сложно определить характер выделений и результаты анализов (мазков) могут быть недостоверными.

Для нашего комфорта и безопасности мы используем только одноразовые инструменты для осмотра на кресле, включая и одноразовую пеленку, поэтому с собой ничего приносить не нужно.

"Разве хранящая свою честь девушка или верная жена может позволить мужчине в белом халате дотрагиваться до своих интимных мест?!
Многие женщины пишут, что мужчины-гинекологи - это ужасно, и они ни за что бы не пошли к ним на приём, а те, кто были на таком приёме, чувствовали себя после этого изнасилованными, осквернёнными, униженными и духовно опустошёнными.

"Я не могу отделаться от ощущения, что моё тело, особенно его самые интимные зоны, отняли у меня. Этот хирург и сексуально озабоченный врач-ординатор оба оценивали мою лобковую зону. Сейчас вид моих гениталий находится в их сознании. Я чувствую, что моя женственность теряется и чувствую, что они довольны тем, что забрали её у меня".

Из-за того, что в роддомах принимают роды мужчины-гинекологи, некоторые беременные женщины решают рожать в домашних условиях. Ведь неизвестно, кто будет принимать роды в дежурной бригаде, а чтобы иметь гарантии, что роды будут принимать женщины, часто требуется заключать договор на платной основе. А если домашние роды приведут к осложнениям и серьёзному ухудшению здоровья мамы и ребёнка, то вина за это, в первую очередь, ляжет на мужчин, выбравших профессию гинеколога.

В исламских странах к данному вопросу относятся намного строже, чем в России. Так в Иране мужчин-гинекологов в медицинских вузах не обучают в принципе, если там и работают мужчины, то уже дряхлые старцы старшего поколения, дорабатывающие на пенсии. Женщин в этой стране лечат строго женщины, а мужчин - строго мужчины.

Что движет мужчинами, когда они идут работать на такую сугубо женскую интимную специальность? Художники выбирают свою профессию из любви к живописи, писатели - из любви к литературе, повара из любви - готовить, а из любви к чему выбирают свою профессию мужчины-гинекологи? На различных форумах приведено много случаев, когда гинекологами становятся именно похотливые мужчины, желая удовлетворять свои низменные страсти.

Из вышесказанного отчетливо видно, что вред от того, что современные мужчины работают гинекологами, очевиден. И если женщина идёт к ним на приём и на лечение, то она причиняет непоправимый вред себе, своей душе, своему мужу и своим детям.

Но когда женщины откажутся от услуг мужчин-гинекологов, то они из-за невостребованности сами исчезнут из этой сугубо женской профессии. И тогда не будет такой ситуации, когда на одну поликлинику маленького городка приходится всего один гинеколог-мужчина, и у женщин нет выбора. Но женщина по закону имеет право на выбор врача (ст. 21 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 г.). У нее есть право отказаться от услуг врача по любому поводу, в том числе и подобному, и её должны направить к другому врачу-женщине. Достаточно просто сказать об этом в регистратуре или в стационаре при оформлении, если же откажут, то следует написать заявление о смене врача на имя заведующего отделением или главврача женской консультации"

А мне, например, кажется, что именно такие статьи и есть самый настоящий вред. Женщина всегда сама может выбрать, идти или нет к мужчине-гинекологу. Но вот так махом навешивать такие ярлыки на всех врачей-мужчин этой специальности?! Какая гадость!

Потом дойдём до того, что и вовсе лечиться грешно. Я читала воспоминания одной институтки дореволюционных времён, которая чуть не погибла, потому что не могла позволить мужчине-врачу (а в Смольном институте благородных девиц был именно врач-мужчина!) осмотреть ее. И с каким потом стыдом она вспоминала эти свои глупые предрассудки!

В данной статье я хочу поднять достаточно интимную, но очень актуальную тему. Многих как воцерковленных, так и далёких от церкви женщин смущает, что гинекологами в наше время работают мужчины, и они задают закономерный вопрос: «Как можно пойти на прием к мужчине-гинекологу?! Разве это не греховно и бесстыдно?». Ведь обнаженное тело женщины может видеть только её муж. В Библии написано, что тело жены принадлежит не ей, а мужу, а тело мужа принадлежит не ему, а жене (1-е Коринфянам 7:2-5). На церковных и нецерковных форумах идут активные обсуждения этой темы, и многие женщины пишут, что мужчины-гинекологи – это ужасно, и они ни за что бы не пошли к ним на приём, а те, кто были на таком приёме, чувствовали себя после этого изнасилованными, осквернёнными, униженными и духовно опустошёнными.

Большинство православных священников, к которым я обращалась с вопросом: «Греховно ли женщине идти на приём к мужчине-гинекологу?», отвечали, что тут греха и соблазна нет, что врач – это уже не мужчина, так как в силу своей профессии он автоматически становится бесполым существом.Но были и те священники, кто говорил, что посещение мужчины-гинеколога вредит целомудрию женщины и является греховным, и они никогда не благословили бы православного молодого человека идти учиться на эту женскую специальность.

Некоторые священники утверждали, что всё зависит от отношения к данному вопросу самой женщины и «для чистых все чисто». Если женщина считает это греховным, то это и греховно, а если – нет, то и греха тут нет. По такой логике, выходит, что грех – понятие субъективное и зависит от отношения к нему согрешающего. Получается, что это не грех есть мясо в пост, если ты к нему относишься не как к мясу, а как к хлебу. Выходит, что и изменить – не грех, если изменяющий не считает это грехом. Это очень опасная позиция для самооправдания. Священники так же обосновывали, что это не греховно в силу того, что в Библии напрямую это грехом не названо. Но в Библии не названы напрямую, т.е. дословно многие современные грехи. Например, употребление наркотиков, курение, аборты, хакерство и т.п. И если в Библии о чем-то не сказано прямо, то надо исходить из Духа Евангелия, святоотеческих писаний и закона совести, а они говорят о необходимости хранения целомудрия. Давайте разберёмся в этом вопросе по порядку.

Во-первых, мужчина-врач не перестаёт быть мужчиной со всеми вытекающими последствиями. Он так же возбуждается при виде обнаженной женщины, а особенно от прикосновений к её интимным частям тела. Только великие святые после многих лет аскезы, воздержания и борьбы с блудной страстью становились бесстрастными и ангелоподобными, но и они бы не посмели прикасаться к детородным органам женщины. Наивно думать, что мирские грешные люди, надевая белый халат, сразу становятся бесстрастными и теряют пол. Святые отцы говорили, что плоти своей можно доверять только тогда, когда она уляжется в гроб. И если даже великие подвижники согрешали блудной страстью, и некоторые современные священники соблазняются роскошью и впадают в блуд, то что говорить о простых мирянах?! Кроме того, на различных форумах можно встретить много откровений о том, как мужчина-гинеколог и пациентка испытывали друг к другу сексуальное влечение и во время осмотра впадали в блуд, становясь любовниками.

Во-вторых, Евангелие учит христиан хранить себя от всего, что может создать опасность для нарушения целомудрия, духовной и телесной чистоты. Прошу прощения за необходимые подробности, но разве может девушка на приёме у врача-мужчины, обнажаясь и раздвигая ноги перед ним в гинекологическом кресле, позволяя ему лезть рукой в свои половые органы, сохранить телесную и духовную чистоту?! Разве на душу не влияет то, что происходит с телом?! Ведь блудная страсть именно через тело умертвляет душу.

Христос сказал: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Христос и святые Православной Церкви говорили о том, что телесное влияет на духовное и призывали хранить себя от блудных помыслов и нечистого взгляда, не то что от блудных прикосновений. Преподобный Амвросий предупреждал: «Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…». Преподобный Ефрем Сирин говорит, что истинно целомудрен тот, кто не только всё тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например, руки, глаза) соблюдает целомудрие, и его душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. Святые по чувству христианского целомудрия стыдились собственной наготы даже перед самими собой. О недопустимости обнажения тела можно встретить в житиях таких святых, как Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион и прочих. Как видим, люди, будучи уже святыми, во-первых, рассудительно подходили к брани с естеством, и, во-вторых, имели святое чувство стыда перед Богом и людьми. Грешно и подумать, что Пресвятая Богородица и святые жёны могли бы позволить себе обнажиться перед врачом-мужчиной. А христиане должны брать пример со святых. Естественный стыд и целомудрие будет препятствовать христианке пойти к мужчине-гинекологу. Разве хранящая свою честь девушка или верная жена может позволить мужчине в белом халате дотрагиваться до своих интимных мест?!

В-третьих, что движет мужчинами, когда они идут работать на такую сугубо женскую интимную специальность? Художники выбирают свою профессию из любви к живописи, писатели – из любви к литературе, повара из любви – готовить, а из любви к чему выбирают свою профессию мужчины-гинекологи? На различных форумах приведено много случаев, когда гинекологами становятся именно похотливые мужчины, желая удовлетворять свои низменные страсти и имея какие-то отклонения и комплексы. На тех же форумах описано, как некоторые гинекологи после приема за рюмкой водки в мужской компании со смехом и сальными шуточками грязно смаковали интимные подробности своих пациенток.

В исламских странах к данному вопросу относятся намного строже, чем в России. Так в Иране мужчин-гинекологов в медицинских вузах не обучают в принципе, если там и работают мужчины, то уже дряхлые старцы старшего поколения, дорабатывающие на пенсии. Женщин в этой стране лечат строго женщины, а мужчин – строго мужчины.

Если обратиться к опыту наших предков, то русские традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли правильное представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды принимали повитухи. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века. На повивальную бабку возлагались обязанности по оказанию медицинской помощи и уходу за беременной женщиной, приёме родов, а также по уходу за родившей женщиной и новорожденным. Кстати, до начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома - по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденным. Большинство женщин рожало дома, приглашая к себе повивальную бабку. Итак, опыт наших православных предков говорит, что гинекология – не мужская профессия.

В-четвертых, известно множество случаев, когда обращение женщин к мужчинам-гинекологам приводило к тяжким духовным ранам, нравственному падению, психологическим травмам и разрушению семей. На светских форумах активно обсуждается эта тема и можно прочесть большое количество историй из реальной жизни.

Например, одна женщина, которой ложно поставили диагноз «внематочная беременность», пишет: «…В отделении меня встретили два мужчины-гинеколога.… Сначала один долго смотрел меня на стуле – после него я чувствовала себя изнасилованной ротой солдат. Потом пришел другой – сделал мне УЗИ, не увидел там ровным счетом ничего, потом тоже смотрел меня на кресле. «Ты такая загорелая – где-то отдыхала?» - попутно спрашивал он меня».

Вот что пишет другая женщина о своём первом вагинальном осмотре у мужчины-гинеколога: «Я не могу отделаться от ощущения, что моё тело, особенно его самые интимные зоны, отняли у меня. Этот хирург и сексуально озабоченный врач-ординатор оба оценивали мою лобковую зону. Сейчас вид моих гениталий находится в их сознании. Я чувствую, что моя женственность теряется и чувствую, что они довольны тем, что забрали её у меня».

Другие женщины на разных форумах пишут следующее:

- «…Я продолжаю помнить мой первый гинекологический осмотр. Мне было только 17, врач мужского пола с силой раздвинул мне колени, и как я могла не исполнить его команды, его приказы и раздвинула ноги. Я чувствую себя изнасилованной».

- «Ненавижу мужиков-гинекологов. Фу! Как вспомню, так вздрогну! Последний раз как раз был в родах - поступила в роддом, дежурит в приёмном опять мужик. Так этот вообще какой-то больной!!! Прошу прощения за откровенные подробности: залезает к тебе внутрь, а сам при этом сальными глазами на тебя смотрит и голос такой мерзкий-мерзкий заигрывающий делает и не отделаешься же, раскрытие смотрит. Фу, мерзость!».

- «…Я услышала, как друг – гинеколог неуважительно отзывался о своих пациентках, смаковал пикантные подробности, насмехался… Это стало для меня уроком. Пойти в эту профессию может только несостоятельный тип, или тип с отклонениями».

И таких жизненных историй много. Кроме того, я знаю случаи, когда мужья, узнавая о том, что их жены были на приёме у мужчин-гинекологов, воспринимали это как измену, испытывали к ним после этого брезгливость и разводились, браки рушились, и дети оставались без полноценной семьи.

Так же из-за того, что в роддомах принимают роды мужчины-гинекологи, некоторые беременные женщины решают рожать в домашних условиях. Ведь неизвестно, кто будет принимать роды в дежурной бригаде, а чтобы иметь гарантии, что роды будут принимать женщины, часто требуется заключать договор на платной основе. А если домашние роды приведут к осложнениям и серьёзному ухудшению здоровья мамы и ребёнка, то вина за это, в первую очередь, ляжет на мужчин, выбравших профессию гинеколога.

Из вышесказанного отчетливо видно, что вред от того, что современные мужчины работают гинекологами, очевиден. И если женщина идёт к ним на приём и на лечение, то она причиняет непоправимый вред себе, своей душе, своему мужу и своим детям. Но когда женщины откажутся от услуг мужчин-гинекологов, то они из-за невостребованности сами исчезнут из этой сугубо женской профессии. И тогда не будет такой ситуации, когда на одну поликлинику маленького городка приходится всего один гинеколог-мужчина, и у женщин нет выбора. Но женщина по закону имеет право на выбор врача (ст. 21 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 г.). У нее есть право отказаться от услуг врача по любому поводу, в том числе и подобному, и её должны направить к другому врачу-женщине. Достаточно просто сказать об этом в регистратуре или в стационаре при оформлении, если же откажут, то следует написать заявление о смене врача на имя заведующего отделением или главврача женской консультации.

Надеюсь, что моя статья поможет женщинам в деле хранения своей чести, целомудрия, нравственности и верности. Были священники, которые после прочтения моей статьи писали, что теперь будут внимательнее относиться к этому вопросу и стараться благословлять своих прихожанок обращаться к женщинам-гинекологам. Поэтому я надеюсь, что статья поможет священникам тщательно исследовать эту тему, возможно, изменить своё мнение. Призываю всех читателей помолиться об этом, чтобы Господь помиловал и вразумил нас грешных.

Http://www.woman.ru

Юлия Бриженюк

[email protected]

Проблемы мужчины-гинеколога. Мифы женщин о мужчине-гинекологе: искажения представлений.

М . В. МАЙОРОВ, врач акушер — гинеколог высшей категории, член Национального союза журналистов Украины (Женская консультация Харьковской городской поликлиники № 5)

Моя врачебная специальность именуется «акушер-гинеколог» или более привычно – «гинеколог» (от греч. gyne – женщина). Таким образом, автор этих строк имеет полное право именоваться женским доктором.

Несколько строк о себе. Возраст 63 года. Место работы – женская консультация крупной городской поликлиники, где на одном и том же территориальном участке работаю вот уже почти 25 лет. Некоторых нынешних молодых пациенток наблюдал еще, так сказать, во внутриутробном периоде, т.е. когда беременными были их мамы…

Среди моих коллег много представителей сильного пола, что нередко вызывает неоднозначную реакцию со стороны пола противоположного.

– К мужчине-гинекологу? Да никогда в жизни! – решительно заявляют некоторые дамы и девицы. Однако немалые очереди перед кабинетами многих мужчин-гинекологов явно противоречат взглядам этих пуритански настроенных женщин.

При этом зачастую приходится слышать мнение некоторых своих пациенток, предпочитающих врачей-мужчин вообще и гинекологов в частности: «У мужчин-врачей больше деликатности, по возможности они всегда стараются щадить естественную стыдливость пациенток»; «Значительно меньше хамства и грубости, чем у многих «гинекологинь», часто недовольных и высокомерных»; «У всех мужчин (естественно, и у медиков) больше честолюбия, а также значительно больше свободного времени, следовательно, и шире возможности для повышения своего профессионального уровня».

Московский врач-гинеколог А.Е. Гиговский систематизировал «ТОП-5» наиболее популярных суждений женщин, касающихся данной темы (http://www.lha- sa.ru/service_14.html):

  • мужчина-гинеколог внимательнее к пациенткам;
  • говорить с мужчиной-гинекологом о своей проблеме мне легче, чем с женщиной;
  • при осмотре мужчина-гинеколог делает все аккуратнее, чтобы не создавать дискомфорта пациентке;
  • при визите к женщине-гинекологу я вижу соперницу, в мужчине – врача, желающего мне помочь;
  • мне стыдно рассказывать об интимных отношениях женщине; мужчине-гинекологу я спокойно могу доверить самое сокровенное.

По мнению автора, «…некоторые женщины во время первого визита к гинекологу очень стесняются сесть в гинекологическое кресло или рассказать о своей проблеме. При повторных приемах скованность у них пропадала, и в дальнейшем никаких трудностей не испытывал при работе с такими пациентками. В свое время мне пришла в голову аналогия, которая не претендует на истину, но вместе с тем имеет право на существование: мужчины-гинекологи сходны с мужчинами-поварами. Ведь готовить умеют и женщины, и мужчины, однако хорошим поваром априори считается мужчина – уж так сложилось. Одни стесняются гинекологов-мужчин, что в первую очередь обусловлено половыми различиями; другие, напротив, отмечают, что гинекологи-мужчины часто бывают внимательнее и аккуратнее женщин. На самом же деле любой квалифицированный врач вне зависимости от пола будет деликатен при осмотре и взятии анализов у пациентки».

В дебрях интернета на различных медицинских и околомедицинских форумах живо обсуждается тема «мужчина-гинеколог», к тому же высказываются диаметрально противоположные мнения. Попробуем разобраться, причем, по выражению Тацита, sine ira et studio («без гнева и пристрастия» – лат.).

Наше исследование посвящено некоторым особенностям профессиональной деятельности мужчин-гинекологов.

Споры о том, кто лучше: гинеколог-мужчина или гинеколог-женщина, ведутся уже давно. Но большинство пациенток интересуют еще и другие вопросы, связанные с выбором мужчинами этой чисто женской специальности. Какие они, эти мужчины перед гинекологическим креслом: участливые или жесткие? Какие из них получаются семьянины, и можно ли их назвать специалистами в области женских проблем? Как утверждают психологи, попасть на прием к мужчине-гинекологу намного предпочтительнее, чем к его коллеге женского пола.

Совершенно ясно, что различные виды профессий предназначены для людей определенного склада характера. Ведь в бухгалтеры никогда не пойдет тот, кто не может усидеть на месте более пяти минут, как не пойдет продавать утюги и чайники крайне скромный и неразговорчивый человек. То же самое относится и к гинекологам-мужчинам. Многие женщины отмечают, что мужчина-гинеколог осматривает их гораздо мягче и нежнее, чем женщина.

Мужчины выбрали такую специальность тоже не случайно. Их можно разделить на две категории. К первой относятся неуверенные в себе люди, которые с помощью близости (врачебной) к женщинам рассчитывают поправить свою личную жизнь: «буду ближе, вдруг и мне что-то перепадет». Психологи, кстати, отмечают, что через несколько лет работы по этой специальности личная жизнь таких врачей существенно налаживается. Они уже умеют находить общий язык с женщинами и чувствуют себя более раскованно.

Вторая категория представляет собой мужчин с точностью до наоборот. Они «живчики» и «сексуальные спортсмены», привыкшие к женскому вниманию, но… хорошего много не бывает. Гинекология – это тот же малинник, куда они стремятся, чтобы быть на вершине сексуального олимпа. Но увы, женщины приходят к гинекологу не за развлечениями, а за здоровьем, и в этой области мужчин-врачей ждет разочарование. Они продолжают спокойно работать, но со временем занимают достаточно скромное место среди остальных мужчин.

Являются ли они профессионалами своего дела и не опасно ли заходить в кабинет к мужчине-гинекологу? На этот вопрос ответили все те же психологи. В плане медицинского образования, мужчины быстрее стараются совершенствовать навыки и знания, более успешно продвигаются по служебной лестнице. И здесь тоже имеет место психологический фактор – мужчины во всем стараются быть первыми.

Есть женщины, считающие мужчин-гинекологов сексуальными маньяками, и если дать в кабинете малейший повод, можно надолго там остаться. Ничего подобного! Поработав пару лет у гинекологического кресла, мужчина очень легко различает женщин для постели и для работы. Он может обратить внимание на красивую пациентку, которая ждет очереди возле двери его кабинета, но в упор не заметит ее красоты, когда она сядет в кресло. Его не возбудит ни одна дама, даже если она будет блистать красотой, потому что это часть его работы, рутинной и повседневной. А какие они, эти мужчины-гинекологи дома, когда снимают белый халат и обнимают жен? Вот здесь беспокоиться не стоит. Жены гинекологов спят очень спокойно, не переживая за своего благоверного. Они-то знают, что эта работа скорее отрезвляет романтика, чем завораживает реалиста (http: //beautyblog.ru/2007/03/07).

Действительно, вопреки досужему мнению отдельных болтунов обоих полов, профессиональная деятельность обычно никоим образом не отражается ни на сексуальной ориентации, ни на сексуальной жизни мужчин-гинекологов.

Вопросу гендерных предпочтений в акушерстве и гинекологии посвящено немало англоязычных научных исследований, результаты которых любезно предоставлены доктором Е.П. Березовской (Канада, Торонто).

Так, П. Чандлером и соавт. (2000) опубликованы результаты проведенного в США письменного опроса 203 пациенток в возрасте от 20 до 40 лет, которые свидетельствуют, что для 44% из них половая принадлежность врача не имеет значения, а для 93% – первостепенную роль при выборе гинеколога играли опыт и репутация последнего.

Итоги анкетирования 433 турецких женщин, проведенного E.M. Яникерем и соавт. (2007), указывают, что более половины (54,8%) опрошенных во время гинекологического осмотра ощущают тревогу или беспокойство, 41,8% – заявили, что были смущены необходимостью раздеться, 45,5% – выбрали бы женщину-врача, а 49,9% – не высказали никаких предпочтений. Большинство пациенток (62,1%) надеются, что доктор после обследования подробно проинформирует их о состоянии здоровья.

Обзор «Практика гендерных предпочтений среди гинекологических больных в Ираке» (2006) характеризует результаты анкетирования 500 случайно выбранных замужних (428) и незамужних (72) женщин в возрасте от 17 до 70 лет. Большинство респонденток (73%) предпочитают женщин-гинекологов, что, по-видимому, связано с социальными традициями и религиозными верованиями.

Целью исследования Я. Пайпер и соавт. (2008) являлась оценка предпочтений израильских женщин при выборе гинеколога. Данное перекрестное анонимное исследование проводили в Центре здоровья женщин Netka (Тель-Авив) с участием 287 женщин. Большинство пациенток (60,3%) сообщили, что их гендерные предпочтения не играют никакой роли при выборе гинеколога. Основными факторами, определяющими их выбор, являются профессионализм (98,9%), вежливость (96,6%) и уровень квалификации врачей (92%).

Весьма интересное исследование «Определяющие факторы при выборе женщинами акушера-гинеколога» принадлежит Д.Е. Ризк и соавт. (2005). Кафедрой акушерства и гинекологии факультета медицины и медицинских наук Университета Объединенных Арабских Эмиратов (Аль-Айне) проведена оценка женских приоритетов и предпочтений выбора акушера-гинеколога в «незападном обществе». С помощью структурированной анкеты были опрошены 508 пациенток. Женщин-врачей предпочитают 86,4% из них, 12% – не имеют предпочтений и 1,6% – выбирают врачей-мужчин. Причинами выбора женщин-гинекологов являются конфиденциальность при исследовании (89,1%) и консультировании (68,8%), религиозные убеждения (74,3%), а также культурные традиции (45,3%). Другими составляющими, определяющими выбор врача, являются профессионализм, эмпатия, коммуникативность, компетентность, доступность.

Отделом научных исследований медицинской программы (Окленд, Калифорния, США) для изучения предпочтений женщин проведено анкетное обследование 8406 пациенток. Женщин-гинекологов предпочитают 52,2% респонденток, не имели гендерных предпочтений 42,0%.

М. Джонсон и соавт. (Университет Джона Хопкинса, Школа медицины, Балтимор, штат Мэриленд, США) утверждают, что у большинства пациенток (66,6 %) не отмечено дискриминации по признаку пола при выборе акушера-гинеколога и 80,8% женщин считают, что пол врача не влияет на качество медицинской помощи.

Кафедрой акушерства и гинекологии (Университет Мерсер, Школа медицины, Университет Мемориал здравоохранения, Медицинский центр, штат Джорджия, США) проведено исследование «секс-преференций» для гинекологов и хирургов. Таковые были разделены поровну, без особых предпочтений.

Общение с больным – это и целая наука, и настоящее искусство. Ослабленное физическое и моральное состояние человека в период болезни, глубина переживаний, психическое напряжение, вера в выздоровление создают особую атмосферу отношений между врачом и больным. Пациент приходит к врачу с «эмоцией ожидания» ответов на многие тревожащие его вопросы. Подобная эмоциональная окраска приводит к повышенной восприимчивости всего комплекса поведения врача в момент обследования и особенно его высказываний. Долг врача состоит в стремлении либо полностью снять, либо значительно уменьшить отрицательные эмоции больного, проявить такт при выяснении подробностей болезни, постановке диагноза, при проведении диагностических и лечебных мероприятий.

Особенно велико значение этих аспектов в акушерстве и гинекологии с учетом определенных, так сказать, интимно-специфических особенностей нашей специальности, тем более в повседневной деятельности мужчин-гинекологов.

Весьма важен стиль общения с пациенткой, долженствующий быть доброжелательным, приветливым, тактичным, но без панибратства и излишнего сюсюканья. При сборе анамнеза следует всячески щадить естественную стыдливость пациентки, по возможности не задавая вопросов, которые могут ее смутить или, более того, оскорбить, а формулировки строить в доступной и понятной форме, с учетом интеллекта опрашиваемой, избегая сложных медицинских терминов.

Безусловно, при беседе (и при последующем осмотре) в кабинете врача не должны находиться посторонние лица. Даже присутствие медицинской сестры (акушерки) нередко в определенной мере может сковывать пациентку в изложении своих жалоб и стеснять при осмотре. В некоторых случаях на амбулаторный прием приходит пациентка (чаще юного или подросткового возраста) вместе с подругой или родственницей (матерью, старшей сестрой и т.д.) – для храбрости. Тогда сбор анамнеза и осмотр могут происходить в присутствии сопровождающего лица, но исключительно по согласию пациентки.

Значительное внимание следует уделять деонтологическим аспектам гинекологического осмотра. Гинекологическое кресло должно быть отгорожено ширмой, идеальный вариант – наличие специальной смотровой, соседствующей с кабинетом врача. В любом случае раздевание больной перед взорами врача абсолютно неприемлемо.

Отдельно стоит коснуться деонтологических особенностей проведения профилактических осмотров. Абсолютно недопустим «конвейерный метод», нередко наблюдаемый на практике (чаще всего это профосмотры учащихся и студентов), вызывающий массу нареканий и даже конфликтов. Сбор анамнеза, гинекологическое исследование, процесс раздевания должны происходить исключительно индивидуально, без наличия посторонних глаз и ушей.

Весьма важным условием информативности и результативности каждого гинекологического исследования является предварительная психологическая подготовка пациентки. Многие больные боятся исследования гениталий из-за стеснительности, ожидания неприятных либо болезненных ощущений. Это чувство значительно усиливается, если подобное исследование никогда ранее не производилось (страх неизвестности), осуществлялось недостаточно осторожно и оказалось болезненным, а также если на момент данного осмотра имеет место болевой синдром. Поэтому необходимо предварительно успокоить пациентку и рассказать о методике исследования, убедить в безболезненности, всемерно постаравшись произвести его максимально бережно, предупреждая обо всех своих мануальных действиях. Положительное деонтологическое воздействие оказывает применение одноразового инструментария.

При общении с пациенткой, наряду с обычным диалогом, на наш взгляд, весьма полезен и своеобразный врачебный монолог – краткий рассказ о патологии, выявленной в результате осмотра, обоснование показаний к дополнительному обследованию, комментарии полученных результатов анализов и дополнительных исследований, обоснование лечебных назначений и т.д.

Разумеется, это повествование (в виде мини-лекции) не должно быть слишком длинным, но, безусловно, вполне доступным пониманию больными самого разного интеллектуального уровня. Следовательно, эскулапу надлежит изъясняться verbis indisciplinatus («словами неучеными» – лат.), т.е. простым и понятным языком.

Автор этих строк обычно обращается к пациентке со словами: «Послушайте меня внимательно, по возможности не перебивая. Я постараюсь доступно и подробно рассказать о вашем заболевании и его лечении, после чего отвечу на все возникшие вопросы».

Стиль беседы врача должен быть спокойным, уважительным, убедительным, но желательно без критических замечаний. Немаловажное значение имеет настоятельная необходимость соблюдения врачебной тайны. Без разрешения пациентки категорически недопустима любая утечка информации о диагнозе, результатах исследований и анализов, даже по просьбе ее родственников. В этом аспекте необходима истинная «словесная асептика» и в общении врача с коллегами, и в телефонных разговорах. Вышесказанное в полной мере также относится к среднему и младшему медицинскому персоналу.

Пациентками врачей женских консультаций нередко являются девочки-подростки. Общение с ними диктует необходимость точного соблюдения всех принципов медицинской этики. Нужно иметь в виду как анатомо-физиологические особенности их организма, так и возрастные психологические особенности. Сложность подчас заключается не только в общении с больной, но и с ее родителями, как правило, с матерью. Поэтому врач непременно должен учитывать индивидуальные особенности матери, ее образование, уровень культуры, заинтересованность в здоровье дочери и т.д.

Посещение гинеколога даже для некоторых взрослых женщин представляет собой своеобразную стрессовую ситуацию, а тем более для девочек-подростков. Особенно ответственно обращение акушера-гинеколога с впервые обратившейся к врачу юной пациенткой. Перед визитом к гинекологу многие девушки испытывают чувство стыдливости, страха неизвестности и боязнь боли при обследовании. Поэтому врач должен принимать во внимание и учитывать всю гамму их переживаний.

Таким образом, наше отношение к пациенткам должно полностью отвечать общеизвестному требованию знаменитого лондонского врача Томаса Сиденхема (1624-1689): «Лечить больного так, как нам хотелось бы быть лечеными самим».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баласанян В. Г., Микиртичан Г. П. Особенности медицинской этики в детской гинекологии // Журнал акушерства и женских болезней, 2004, том LIII, выпуск 1, с. 116 — 122.

2. Давыдов С. Н. Деонтология в акушерстве и гинекологии, Москва, 1979, 142 с.

3. Майоров М. В. К вопросу о повышении комплайенса в амбулаторной акушерско- гинекологической практике // Медицинские аспекты здоровья женщины, 2007, № 1, с. 68 — 70.

4. Майоров М.В. О некоторых «секретах» гинекологического исследования // Репродуктивное здоровье женщины, 2005, № 2 (22), с. 22 — 23.

5. Майоров М.В. О комплайенсе акушера-гинеколога и пациентки // Репродуктивное здоровье женщины, 2005, № 3(25), с. 58 — 59.

7. Майоров М.В. Комплайенс: новое или «забытое старое» // Therapia (Український медичний вісник), 2006, № 6, с. 78 – 79.

8. Майоров М.В. Деонтологические аспекты деятельности врача женской консультации // Медицинские аспекты здоровья женщины, 2009, № 6 – 7 (23 -24), с. 69 -71

9. Майоров М.В. Записки женского доктора // Микстура, 2003, №№ 2, 3, 4.


- Прадед ваш гинекологом был, дед – гинекологом, отец – гинекологом, теперь вы. Династия? - Нет. Насмотреться не можем. (Из подслушанного). «Рожаю, а рядышком – бородатый студент-практикант. Смотрит так внима-а-а-тельно, а я лежу, сгораю от стыда», – жалуется мне приятельница.

К сожалению, подруга моя не относится к тем счастливым 40 % российских женщин, коим глубоко плевать, кто их гинеколог. Она из тех 60 % пациенток, для которых дамский врач мужского пола – кошмарный сон. Пуританское воспитание? Элементарное чувство приличия? Стереотипы?

«Российская «закостенелость» тут ни при чем, – считает журналист-международник Антон Лопарев. – В Иране в этом отношении все гораздо строже. Мужчин в этой стране лечат медики мужского пола, женщин – женского. Работа гинеколога сильной половине человечества в Иране недоступна (дорабатывают лишь врачи дореволюционной закалки). Молодым же мужчинам путь на гинекологическое отделение медицинских ВУЗов отрезан. Иначе обстоит дело с мужчинами – акушерами-гинекологами в Сирии, Германии и Франции. Таких здесь, как семечек в подсолнухе. Они проводят осмотры, довольно успешно лечат женщин, дают рекомендации по контрацепции, принимают роды. Среди них, безусловно, встречаются такие, как Колин Боун - британский гинеколог, который так проникся проблемами и успехами своих пациенток, что пол поменял… Но таких – один на сотню».

«Ну не могу я идти на прием к мужчине-гинекологу и все тут»… - читаю откровения на одном из форумов - «…я услышала, как друг – гинеколог неуважительно отзывался о своих пациентках, смаковал пикантные подробности, насмехался… Это стало для меня уроком», «Пойти в эту профессию может только несостоятельный тип, или тип с отклонениями».

«Ерунда, простите, – не соглашается с последним утверждением Александр Проскурин, акушер-гинеколог одного из Московских родильных домов. – Любой студент медицинского ВУЗа расскажет вам, что специализация в институте начинается не сразу. Сначала мы постигаем общую медицину. После этого определяемся. Гинекология – направление очень перспективное, но случайных людей здесь, как правило, не бывает. В большинстве случаев гинекологи-мужчины идут по стопам своих родственников, которые много лет проработали в данной области. И это, на мой взгляд, закономерно. Кстати, многие значительные открытия в гинекологии сделали именно мужчины. Так, ребенок из пробирки впервые появился в Англии, а ввести этот метод в практику здравоохранения удалось эмбриологу Эдвардсу и акушеру-гинекологу Стрептоу. А как насчет Дмитрия Отта, гинеколога, лейб–акушера (первая лапароскопическая операция), трудившегося в период царствования Николая II? А Александр Китер, основоположник русской хирургической гинекологии? Что касается неуважительных отзывов о пациентках, все зависит от человеческой порядочности – непорядочности. Возможно, прозвучит грубо, но… стадо не может отвечать за одну паршивую овцу».

«Я тоже стеснялась мужчин–гинекологов. Да что там… Боялась их, как огня, еще со школы. Вышла замуж. Решили мы с мужем ребенка родить, но не выходило. Несколько лет по клиникам бегали. Женщины-акушеры брали анализы, отправляли на исследования и разводили руками… 5 лет… И вот как-то я пришла на прием к гинекологу-мужчине, седовласому профессору интеллигентного вида. Выслушал он меня внимательно и вдруг заявил: «Вам, милочка, надо Этим, ну вы понимаете, заниматься в определенной позе. Ноги высоко задирать умеете?» Поначалу я подумала, что он – идиот… Но благодаря его совету у нас с благоверным двое детей».

Помимо религиозных соображений, психологи называют 2 основные причины, по которым женщины не желают посещать гинеколога мужского пола:

1. Стесняются собственного несовершенства.

2. Не считают мужчину достаточно компетентным, т. к. он не может чувствовать то же, что и женщина (например, боль при месячных), а потому знания его всегда будут чисто теоретическими.

«Да, мужчина никогда не почувствует того, что происходит в женском организме, но это не значит, что он не может быть первоклассным специалистом. Это – чепуха. Такая же, как и утверждение, что посещение женщиной мужчины-гинеколога – первый шаг к проституции. Среди закоренелых сторонников патриархального образа жизни, например, бытует и такое мнение. Никогда не забуду, как ко мне на прием пришла восточная женщина. За ней по пятам следовал муж. Он был категорически против медицинского осмотра супруги, то и дело повторял: «Раздевать нельзя. Так смотри». Видимо, он спутал меня с рентгеновским аппаратом. Пришлось пригласить коллегу – женщину.
Когда вы идете в консультацию, едете в роддом, пол врача должен волновать вас в последнюю очередь. Справьтесь у знакомых, подруг, почему вы можете доверять этому врачу, насколько он профессионален. Убедитесь в его компетентности и не комплексуйте, – уверен Александр Проскурин. – Думайте о собственном здоровье. Поверьте, помимо вас, врача ежедневно посещает еще 20 пациенток. Не до эротики…»