Упражнения для тренинга продавцов и кассиров. Какие настольные игры помогут вашим продажам

Мила Янина,

Приведу несколько примеров отличных игр, которые развивают коммуникативные навыки менеджеров по продажам.

Упражнение № 1

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Это упражнение за один-два раза дает возможность приобрести способности коммуницировать и избавить менеджеров по продажам от страха общения.

Все участники садятся лицом друг к другу.

1. Сидеть напротив с закрытыми глазами (5 минут).

2. Молча смотрят на лицо сидящего напротив.

Просто сидят и смотрят, но возникшая в это время повышенная активность и разговорчивость будут свидетельствовать о том, что это не просто.

Подготовка к следующему упражнению:

3. Сидеть с закрытыми глазами, взявшись за руки.

Подготовка к следующему упражнению:

На одном ряду тот, кто сидит с края, встает, следом за ним все на этом ряду передвигаются, а вставший садится на освободившейся стул на другом краю этого ряда

4. Сидеть с открытыми глазами взявшись за руки.

Подготовка к следующему упражнению:

На одном ряду тот, кто сидит с края, встает, следом за ним все на этом ряду передвигаются, а вставший садится на освободившейся стул на другом краю этого ряда

5. Один ряд задает вопросы на заданную руководителем тему, другой отвечает. Все пересели и поменялись ролями.

6. Теперь можно попросить сделать 5-минутную презентацию.

7. Руководителю необходимо получить обратную связь.

Упражнение № 2

Повышает самооценку и учит говорить и принимать комплименты. Это необходимо в работе с людьми и в целом для успеха. Участники все встают в круг, один говорит тому, кто напротив:

«Мне нравится в тебе …». Получивший комплимент благодарит и говорит кому-то другому: «Мне нравится в тебе...». Руководитель должен предупредить, что один человек не может услышать два комплимента, так все участники будут охвачены.

Играть можно как угодно долго, но без повторов в одном круге.

Другой вариант: один человек, стоя в центре круга, говорит всем поочередно комплимент и от каждого получает благодарность. Так повторяет каждый участник.

Упражнение №3

Игра тестирует менеджеров по продажам на то, как они идут к цели. Нужно три ведущих. В комнате у стены ставится стул – это олицетворение цели. И еще 1-2 (зависит от комнаты) стула другой фактуры или табуретка, включается песня, участнику завязывают глаза, и он должен дойти до стула и сесть на него. Перед началом ведущий объясняет, что необходимо дойти до стула и во чтобы то ни стало сесть на него – дать потрогать стул, потому что в этой комнате есть еще стулья, но на них ведущий не акцентирует внимания. Важно успеть дойти до цели до окончания песни. Главное – нужно использовать все свои ресурсы: не только физические, но и коммуникативные, обаяние и хитрость, плавность и изворотливость.

Ведущие, раскрутив участника, включили музыку и стали создавать всяческие препятствия: уводить, обольщать, подкупать, мешать. После окончания – резюмировать. Какие ресурсы использовал хорошо, какие нужно включать в работу по достижению своих целей и решению задач.

Упражнение № 4

Рисование вдвоем одним карандашом с завязанными глазами – воспитание командных игроков. Как тестировать участников, знает руководитель, который, впрочем увидит с помощью этой игры много интересного о сотрудниках. И найдет для себя надежных помощников.

Георгий Чехерия,

руководитель учебного центра проекта «Совесть»

Профессия менеджера по продажам – одна из наиболее востребованных, потому что именно они представляют компанию перед клиентами. Карта рассрочки «Совесть» существует на рынке всего год. Мы находимся в фазе гиперактивного роста, что требует постоянного привлечения новых агентов продаж (DSA - direct sales agent) и расширения штата. Мы неформально называем их «джедаями прямых продаж», потому что в основном это молодые люди в возрасте 20-25 лет, и им приятнее быть джедаями, чем «агентами» или «продавцами».

Специфика нашего продукта подразумевает работу DSA «в полях» – торговых центрах и других точках, где коммуникация и диалог с клиентом выстраивается face-to-face. Какие игры и упражнения использовать, чтобы развить коммуникативные навыки менеджеров по продажам?

1. Групповой ассессмент как точка отсчета

Основные функции менеджера по продажам – вступать в контакт с незнакомыми людьми, убедить их в пользе продукта или услуги, преодолеть возражения. Проверять, насколько у менеджера по продажам развиты эти навыки при помощи классического собеседования, не самый эффективный путь. Гораздо лучше люди раскрываются в групповой динамике, когда им дают коллективные задания. Здесь больше шансов увидеть, какие у человека психологические барьеры.

2. «Новичкам» – технику AIDA

Я раньше считал, что нужно дать как можно больше информации сотрудникам перед тем, как они выйдут «в поля». Познакомить с этапами продаж, рассказать, как происходит выявление потребностей и т. д. Но как только новичок сталкивается с реальной ситуацией, происходит «обнуление». Чем меньше информации в голову DSA мы закладываем, тем больше они запоминают. Используйте только необходимый минимум, который позволит им войти в диалог с клиентом.

В фильме Джеймса Фоули «Американцы» («Гленгарри Глен Росс») один из персонажей рассказывает продавцам земельных участков про основные продажи по модели AIDA. Attention, Interest, Desire, Action – обучите их этим «азам». Пусть каждый ответит: почему клиент здесь и сейчас должен пользоваться моим продуктом, почему он должен уделить мне внимание, какое решение я можно ему предложить.

3. Соцопрос в ТЦ для преодоления барьеров

Если сотрудники ждут, что клиенты сами будут к ним подходить, то они, вероятно, пришли не по тому адресу. В нашем случае 80 % успеха в продажах зависит от проактивных действий DSA. Что больше всего вызывает страх? Реакция людей на «вмешательство» в их пространство. Да, она не всегда может быть положительной. Но эти опасения, барьеры также можно и нужно преодолевать. Предложите сотрудникам начать с проведения соцопроса в крупном торговом центре. Такой формат общения (без продажи, а для получения какой-то информации) поможет развить коммуникативные навыки.

4. Меняем фокус мышления с «Сафари»

Игру с незатейливым названием «Сафари» мы используем для того, чтобы сотрудники научились не воспринимать ответ клиента «нет» как поражение. Процесс очень простой. Среди менеджеров по продажам на «точке» устраиваем конкурс – кто за три минуты приведет как можно людей к стойке продаж. Если так сложилось, что никого не привели, то выигрывает тот человек, который подошел к наибольшему количеству людей. Здесь не играют важной роли диалоги, только факт попытки. Соревновательный дух в легкой геймификации и ограничение по времени позволяет активировать у DSA навыки быстрого подхода к клиентам.

5. «Данетки» и правильные вопросы

Есть несколько типов вопросов – открытые и закрытые. К открытым относятся такие, как «Где вы покупаете?», к закрытым – «Любите ли вы путешествовать?». Задавая клиенту открытые вопросы, DSA получают развернутые комментарии и тем самым формируют диалог. Чтобы научить агентов правильным вопросам, мы используем игру «Данетку».

Озвучивается финал какой-то истории, чаще всего – странной и загадочной ситуации. Задача игроков – разгадать, что привело к такому финалу. Они могут задавать любые вопросы, однако их нужно формулировать таким образом, чтобы ответы на них были только «да» или «нет».

Например, ситуация: копая землю, женщина обнаружила сундук с золотом. Три года она хранила его, не говоря никому ни слова. И только через три года она купила виллу, машину и множество других вещей. Что мешало ей сделать это раньше?

Правильный ответ: женщина – жертва кораблекрушения. Три года она провела на необитаемом острове, где и был найден клад. И когда её наконец спасли, она смогла использовать его.

Но только задавая вопросы, сотрудники могут вычислить, как такая ситуация стала возможной.

Данная ролевая игра может быть использована в тренинге по Управлению персоналом или в тренинге, посвященном изучению мотиваци персонала.

Введение (для всех участников )

все

Роль продавщицы

Вы уже три года работаете продавщицей в филиале кофейного магазина. Работа Вам очень нравится, и у Вас все прекрасно получается. У Вас, как Вам кажется, два таланта: Вы умеете организовывать и очень хорошо общаетесь с людьми. Уже год Вы официально «представлены в качестве руководителя». Вам очень польстило это «свидетельство доверия». И свои обязанности на руководящей должности Вы исполняли безупречно. Три месяца назад, когда Ваша руководительница была в отпуске, Вы получили самые лучшие отзывы и похвалу от руководителя района, потому что все так прекрасно получилось. Однако появилась неожиданная проблема: все руководство отправляют на специальные семинары, которые длятся иногда 8, а иногда и 14 дней. До недавнего времени Вы использовали всевозможные отговорки, чтобы не посещать такие семинары. На это у Вас есть следующие причины:

  • Вы замужем всего два года и достаточно ревнивы. Мысль, что Ваш муж останется на неделю или две «без присмотра», не дает Вам покоя.
  • Вы думаете, что все, что необходимо уметь и знать, Вы и так знаете и умеете. Вы с самого начала интересовались организационной работой филиала и как бы «между прочим» научились всему, что нужно. И зачем нужны эти семинары, если они все равно не дадут ничего нового.
  • На одном большом празднике Вы общались с коллегами из других филиалов, и расспрашивали, что предлагается на этих семинарах. Информация была не слишком удовлетворительной: в основном теоретические доклады, на которых можно хорошенько выспаться.

Вы твердо решили блокировать все попытки руководительницы уговорить Вас отправиться на семинар. Однако при этом Вы хотите сохранить отношения и избежать ссор – ведь Вы все же хотите сохранить свое хорошее положение.

Введение (для всех участников )

В больших компаниях часто бывает, что руководители всех уровней посещают специальные семинары. Такие семинары служат не только для дополнительного профессионального обучения – они являются также интерпретацией «корпоративной философии» . Нужно, чтобы все руководители компании говорили на одном языке – в любом смысле. Эта ролевая игра будет происходить в условиях торговой сети, где продается обжаренный кофе. Одна очень старательная и добросовестная продавщица занимает место «Заместительницы» магазина – однако упорно отказывается посещать необходимые семинары. Однако от уполномоченного руководителя района приходит приказ отправить ее на ближайший семинар для заместителей, который будет через 3 недели. Руководителю придется сделать последнюю попытку убедить сотрудницу, что эти семинары абсолютно необходимы и очень полезны для нее.

Оценить сотрудников дело не простое, а оценка кандидатов требует от менеджера по персоналу еще больше усилий, знаний и опыта. Зачастую на эту позицию на входе бывает очень много кандидатов и для того, чтобы сэкономить время в поиске нужных претендентов практикуются групповые собеседования. Самым эффективным методом оценки при таком способе подборе является деловая игра. Ведь опытный продажник иногда во время собеседования может ввести вас в заблуждение, а вот во время игры - никогда. Если задача стоит оценить уже сотрудников компании, продиагностировать кто на что способен, какие компетенции кому нужно подтянуть, выявить слабые места в их работе, для этого деловая игра тоже будет незаменимым инструментом в работе hr-менеджера. Итак, сегодня речь пойдет об оценке менеджеров по продажам посредством деловой игры и о том, какие ролевые игры для тренинга продаж лучше использовать.

Деловая игра 1. Башня.

Это отличная ролевая игра для тренинга продаж! Она поможет оценить такие компетенции как сотрудничество и ориентированность на результат. Может использоваться как для оценки кандидатов, так и для оценки работающих в компании менеджеров по продажам. Для игры вам будет нужно планшеты для записей, ручки, секундомер, листы бумаги формата А4 (около 50 штук для каждой команды плюс запасные), рулетка.

Перед началом игры участникам дается следующая инструкция: вам необходимо построить башню из бумаги с максимальной эффективностью, следуя полученным инструкциям. Игра будет происходить в 2 этапа, для того, чтобы обсудить и подготовить построение башни у вас будет 15 минут. В это время вы можете для экспериментов использовать каждый лист бумаги только один раз, если вы его согнули для этой пробы, то больше вы его использовать не можете, а берете новые листы.

Второй этап -собственно построение башни. Для этого у вас будет 5 минут. Перед началом построения вы должны отложить в сторону все инструкции и сделанные записи, а оставшуюся бумагу сложить в центре стола. Каждая команда начинает строить башню по моей команде. После окончания работы вы должны дать четко понять, что закончили. Всего вам выдано 50 листов бумаги, если вам понадобиться еще, то вы можете получить их у меня за дополнительную цену, она указана в инструкции.

Башня, которую вы построите должна быть высотой не меньше, чем 80см и простоять не меньше, чем 30 секунд. Можно написать на доске следующие правила: никакой другой материал, кроме того, который вам предложен, не может быть использован. 2. Лист можно использовать только один раз. Если во время подготовительной стадии какие- либо листы были использованы (для моделирования вариантов строительства), они не могут быть использованы ни для строительства, ни для других пробных попыток. 3. Изготовление заготовок не допускается.

В момент начала строительства никаких сгибов на листах бумаги быть не должно. После этого участники начинают обсуждение. Закончив его, по сигналу ведущего начинают строительство башни. Как только работа окончена участники произносят: «Башня построена». Затем ведущий начинает отсчет 30 секунд, то необходимое время, которое должна удержаться башня, чтобы задание считалось выполненным. И только по его истечению ведущий измеряет высоту постройки. Для того, чтобы посчитать насколько результативно команда справилась с заданием используйте таблицу:

Параметры

Количество баллов

Итоговая высота башни ниже 80 см

Итоговая высота башни от 80 см и выше

Дополнительные полные 10 см к высоте

по 10 за каждые 10 см

Устойчивость < 30 сек

Устойчивость от 30 сек

Постройка башни за время < 5 мин

1 за каждую сэкономленную секунду

Получение дополнительных листов сверх лимита

2 за каждый лист

Неиспользованные листы после окончания постройки

1 за каждый лист

После игры нужно подытожить результаты: Что помогало выполнять задание? Что мешало выполнять? Что помешало выполнить задание? Если были факторы, которые помогали выполнять задание, назовите их. Какие чувства и эмоции испытываете сейчас? Если бы вам ещё раз привелось строить башню из бумаги, какие бы рекомендации вы дали друг другу для повышения эффективности?

Деловая игра 2. Сделка.

Данная игра позволит оценить умение менеджера по продажам оценить умение выявлять потребность клиента и способность находить решение сложных задач. Лучше проводить ее в парах, если нужно, то игроков можно поменять их ролями. Главное условие этой игры -участники не должны видеть задания друг друга. Задание для активного игрока (оцениваемого): вы менеджер по продажам компании, которая осуществляет торговлю мини-электростанциями.

У вас заключена сделка с компанией, которая стоит коттеджные городки под ключ. Практически через день-два они должны получить партию заказанных электростанций, но клиент потребовал встречу, чтобы изменить условия поставки. Перед вами стоит задание договориться с клиентом о взаимовыгодных условиях, сохранить возможность долгосрочного сотрудничества и избежать повторение похожих ситуации в будущем. Для пассивного кандидата (клиента) дается следующее условие: вы руководитель компании, которая строит и продает коттеджи под ключ.

При заключении сделки на поставку мини-электростанций вы ошиблись в мощности этого оборудования. Сейчас вы это уже поняли и вам нужно получить электростанции нужной мощности, перезаключив договор. На встрече, вы озвучиваете, что у вас есть еще один поставщик, готовый выполнить все ваши условия. Очень важный элемент успешности оценивая в этой игре -менеджер по продажам не должен знать, что именно оценивают, результаты будут более объективными.

Деловая игра 3. Визитная карточка.

Данная игра будет хорошей альтернативой при групповом собеседовании для оценки навыков само презентации. Оптимальное количество участников до 20 человек. Для проведения понадобятся: большой лист ватмана для каждого участника, фломастеры, скотч, ножницы, клей, краски, газеты и журналы. Сначала каждому участнику игры нужно сложить свой лист ватмана напополам по вертикали и сделать надрез таким способом, чтобы можно было в него просунуть голову. После этого на передней части листа он составляет индивидуальный коллаж, который расскажет о нем, как о менеджере по продажам, подчеркнув свои сильные стороны, но не забыв при этом и о недостатках. С другой стороны ватмана нужно изобразить то, к чему он стремится, чего хочет достичь. Дайте участникам инструкцию, что они могут использовать в коллаже тексты, рисунки, фотографии, которые они могут вырезать х предоставленной им печатной продукции. Когда работа по созданию визитной карточки закончена (на нее выделяется около 30 минут) каждый из участников кратко рассказывает, что он именно хотел отобразить (не более 1 минуты). Менеджер по персоналу внимательно слушает каждую презентацию, фиксирует сказанное, можно также проводить аудио или видео запись. Только обязательно предупредите об этом кандидатов. Большое преимущество этой игры заключается в том, что «визитки» потом могут служить зафиксированными ответами, по их содержанию можно получить достоверную информацию о кандидате.

Деловая игра 4. Конкурент.

Очень хорошие результаты дает эта деловая игра -как второй этап собеседования. Обязательно во время интервью нужно озвучить, что будет второй этап собеседования -деловая игра, поскольку компании нужны только самых сильных продавцов. Поскольку возможно, что будут взяты несколько кандидатов, то готовиться к игре можно вместе, ведь в будущем велика вероятность того, что кандидаты станут коллегами, если вы собираетесь принять несколько человек.

Например, компания, которая занимается продажей страхования можно дать следующие условия игры: вы менеджер по продажам компании «Страховой адвокат», у вас назначена встреча с руководителем компании «Иванов и партнеры» -крупной сетью автосалонов. Компания уже сотрудничает с вашим конкурентом, уровень цен у вас приблизительно одинаковый. Ваша цель договориться с этой компанией о партнерстве на максимально выгодных для вас условиях. Как вариант, при индивидуальном собеседовании можно отправить тестовое задание заранее.

Во первых -это сразу отсеет слабых кандидатов, которые просто не приедут, а во вторых -даст возможность достойным кандидатам лучше подготовиться. После того, как вы ознакомили участников с условием игры, даете им 10 минут на подготовку и затем просто выполняете свою роль клиента. Важно, чтобы вы отыгрывали роль клиента без чрезмерных усилий, рационально вели диалог от лица клиента. В данной игре также важно фиксировать слабые и сильные стороны кандидатов, это поможет вам более легко договориться о финансовых условиях сотрудничества.

Не менее важен и заключительный этап -попросить продавцов оценить то, как они провели проведение переговоров. Это даст возможность вам понять -умеет ли кандидат понимать свои ошибки, насколько он готов к обучению. Как свидетельствует практика, адекватные продажники оценивают свои умения на 3-8 баллов из 10. Можно спросить, что необходимо было сделать, чтобы продажа прошла лучше? Обычно кандидаты не видят своих ошибок, но вы можете дать им обратную связь и проговорить ошибки -это работает как коучинговый элемент и поможет наладить коммуникативный контакт с ним.

Деловая игра 5. Корабли спасения.

Данная игра поможет понять насколько активны будущие менеджеры по продажам. Проводить ее лучше при наличии группы, из нее выбираем 2 человек, можно добровольцев, которые будут капитанами. Им дается такая инструкция: у каждого из вас есть по кораблю, на которых вы причалили к берегу безлюдного острова. На ваших кораблях есть все необходимое, вы ни в чем не испытываете нужды. К вам по очереди будут подходить участники и проситься на корабль, вне зависимости от того, что они будут вам предлагать, вы должны брать только каждого третьего.

Как знак того, что вы готовы взять человека на борт вы вручаете ему вот такой посадочный талон (их нужно заготовить заранее). После этого нужно инструктировать остальных участников игры: вы потерпели крушение во время туристического круиза. Сейчас вы живете на необитаемом острове, у вас есть уже устоявшийся быт, однако вам все-таки очень хочется вернуться домой. До этого все ваши попытки уплыть с острова увенчались неудачей. Кроме этого, вчера вы заметили, что на острове просыпается вулкан.

И тут случилось чудо -к острову причалили 2 корабля. Ваша задача убедить капитанов одного из корабля взять именно вас. Вы можете подходить к ним любое количество раз, предлагать любые подарки, услуги, обещать все что угодно. Ваш результат будет тем лучше, чем больше входных билетов вы получите. Затем отводится 10 минут, чтобы провести игру. Важно понимать, что место на корабле получат те участники, которые будут подходить к капитанам как можно чаще. Выбирайте самых активных по количеству билетиков и оценивайте их остальные компетенции.

С помощью данных игр вы сможете оценить основные личностные и профессиональные компетенции менеджеров по продажам. Их наличие сможет вам гарантировать, что вы приняли на работу нужного человека, а при оценке уже работающих сотрудников отдела продаж, покажет в какую строну смещается слабая сторона продажников. В каком направлении нужно организовать их обучение, чтобы помочь им достичь максимального результата.

Нужна разработка деловых игр для ваших продавцов с учетом специфики?


1.1. Упражнение «Элементарные действия»

Цель Цель упражнения борьба с «роботизацией» торговых агентов на примере отработки «Приветствия». Время 15-25 минут Размер группы 6-14 человек

Ход упражнения: Мы отрабатываем с вами алгоритмы действий. Эти алгоритмы почти всегда одинаковы, если смотреть на схему. Но чтобы они работали не один раз, а всегда, вы должны быть теми, кто вы есть - людьми. Ваши действия должны быть человечными, даже если это алгоритм. Попробуем поработать. Вспомните этапы приветствия. Сейчас вы будите по одному заходить через дверь и представляться так, как написано у вас на листке. Раздайте листки с заданием представиться так:

Чтобы подлизаться,

Приложение 1.1. «Элементарные действия» Представьтесь так:

Чтобы показать свое превосходство,

Чтобы дать понять свою обиду,

Чтобы снискать к себе благоволение,

Чтобы подлизаться,

Чтобы, по возможности, не обратить на себя внимания,

Чтобы, напротив, показаться всем, обратить на себя внимание,

Чтобы показать свою близость, интимность, запанибратство,

Чтобы рассмешить, развеселить, оживить общество своим появлением,

Чтобы выразить свое молчаливое соболезнование,

Чтобы поскорее перейти к делу,

1.2. Упражнение «Начало разговора»

Цель Задача этого упражнения в том, чтобы участники своим опытным путем подошли к логике и структуре представления. Время 20-25 минут Размер группы 6-14 человек

Теория Мы подразумеваем, что приветствие осуществляется по схеме «5Я»: 1. Кто «Я» 2. Откуда «Я» 3. Зачем «Я» 4. С кем «Я» 5. Насколько времени «Я»

Упражнение представлено для продавцов занимающихся активными продажами. Ничто не мешает переделать его под стандарты любой компании и любого представления. Ход упражнения. Вызываем участника из группы и даем ему задание представиться, так, как он представляется в торговой точке. Вдвоем разыгрываем представление. Ведущий играет «человека» в магазине. Если участник не использует в представлении какой-либо шаг из 5-ти – ведущий его «зарубает». Например, если участник не спросил кто ответственный за закупки тогда, ведущий его выслушивает и говорит, приходите позже, когда придет директор, а я грузчик. Если участник не спросил наличие времени, то вы ему не предлагаете присесть, а после того как он скажет пару фраз, говорите что у вас нет времени. И т.п. После ведущий проводит разбор у флип-чарта – что получилось, что нет у этого участника. После разбора ведущий вызывает следующего добровольца, и вызывает их до тех пор, пока все необходимые шаги не будут выписаны на флип-чарт. Когда мы спрашиваем участников о том, что им понравилось/не понравилось в выступлении того или иного игрока, группа в добавок к «шагам», называет какие-то личностные качества, например – уверенность, дружелюбие и т.п. Если у вас получился именно такой список, вместе с участниками сгруппируйте выписанное по двум категориям:

Логическая составляющая представления.

Эмоциональная составляющая.

1.3. Упражнение «Первое впечатление»

Цель Отработка этапа «знакомство и установление контакта». Время 30-45 минут Размер группы 6-14 человек Ресурсы Подготовите листы с текстом задания (см. ниже). Листов должно быть + 2 от количества участников.

Ход упражнения:

1. Подготовите заранее листы с текстом задания (см. ниже). Листов должно быть + 2 от количества участников.

2. Зачитайте задание и раздайте его участникам.

3. Индивидуальная работа в течении 5-7 минут.

4. Объедините участников в тройки. Попросите их обсудить индивидуальные наработки каждого, а затем свести все эти наработки воедино и подготовить презентацию.

5. Презентации команд. Итоги Прокомментируйте каждую презентацию и сделайте резюме всех выступлений.

Приложение 1.3. «Первое впечатление»

Умение создавать у людей приятные впечатления – один из важнейших навыков. Это касается отношения покупателей (клиентов, заказчиков) к вам лично, к совершению покупки у вас, к деловым контактам с вашей фирмой. Но часто ли мы обращаем сознательное внимание на этот важнейший навык? Подумайте, каким образом вы можете оставить у своих клиентов (покупателей) приятное впечатление. Составьте список возникших идей. Я могу оставить у клиента (покупателя) приятное впечатление следующими способами:

1.4. Упражнение «Беседа»

Цель Обсуждение итогов упражнения позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне и т.п. Размер группы 6-14 человек Время 15-20 минут

Инструкция:Группа садится по кругу. Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если 6 группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы. Тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы. По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу. Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты - один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты - сидя лицом друг к другу. Дебрифинг При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Можно обсудить способы как перейти из сложного положения в комфортное.

1.5. Упражнение «Первый контакт»

Цель Обсуждение тактических приемов установления контакта. Размер группы 6-14 человек Подготовка и ресурсы Видеокамера и телевизор. Время 15-20 минут

Инструкция Вам предлагается участие в минизарисовке, которая будет фиксироваться на видео. Инструкция дается общая, но фразу приветствия со стороны партнера будут разными. Роль партнера всегда буду выполнять я. Ваша задача– просто определиться в предлагаемых условиях взаимодействия. Важны будут первые 10 секунд контакта. По окончании упражнения в режиме видеоанализа мы выявим находки и удачные ходы самопрезентации в до переговорном психологическом пространстве. Итак, ситуация такова. вы разработали ряд профессиональных идей, которые, на ваш взгляд, могли бы быть интересны ряду организаций. Оформив свои мысли в виде проекта, вы разослали копии проекта в адрес организаций – потенциальных партнеров. Вам сообщили, что предложение интересное и «ответственное лицо», имеющее право принимать решения в фирме, готов с вами встретиться. Вы приехали на переговоры в офис фирмы – потенциального партнера. Вам сказали, что вас ждут и провели в кабинет руководителя. Участники выходят по одному для короткой ролевой игры. ведущий в роли клиента, встречает каждого новой фразой. Ролевые игры проходят по кругу и каждый участник должен выйти несколько раз. Степень благорасположения с каждым разом уменьшается.

Дебрифинг

Перед просмотром видео я хочу задать вам ряд вопросов.

Что вы сейчас чувствуете?

Что интересного вы увидели в ходе упражнения?

Проанализируйте свои игры. Когда вам было легче всего? Почему?

Чему нас может научить это упражнение?

Проведите анализ видео. Выделите интересные моменты.

Бланк «Фразы первого контакта»

Уровень 1.

1. Здравствуйте (встает навстречу). Чай? Кофе?

2. Рады видеть Вас у нас в офисе. Ну что, поговорим

3. Вы пунктуальны. В последнее время нечасто это встречаешь

4. Здравствуйте. Мы рады новым людям, особенно если они с новыми идеями…

5. Здравствуйте, чем мы Вам можем помочь…

6. Мы рассмотрели Ваши предложения. Они интересны…

7. Наконец-то могу видеть Вас лично…

8. ___________________________________________________

Уровень 2.

1. Мне сказали, что Вы пришли с предложением. Сколько нам надо времени для обсуждения…

2. Мне передали, что Вы хотите обсудить какие-то предложения…

3. Что привело Вас к нам?

4. Вы пришли с готовым предложением или хотите обсудить возможные интересы?

5. Здравствуйте. Давайте сразу к делу. Какие Ваши планы?

6. Присаживайтесь, пожалуйста. Итак … (пауза)

7. Слушаю Вас… (пауза)

8. Мы рассмотрели Ваш проект. Возможно, он нам интересен…

9. ___________________________________________________

Уровень 3.

1. Ну что, хотите на нас заработать?

2. У вас принято приносить непроработанные предложения?

3. Вы уверены, что обращаетесь по адресу?

4. У Вас есть необходимые полномочия для переговоров?

5. Имидж, выбранный Вами для переговоров, настораживает…

6. Я вижу, Вы опять с проблемами…

7. К нам редко заходят такие молодые и симпатичные

8. Вы все-таки решили прийти? И это после всех проблем, которые у нас с Вами были?!!

9. У меня есть четыре минуты для Вас. Слушаю внимательно…

10. Ну что ж, посмотрим, удастся ли Вам меня заинтересовать…

11. Что ж, здравствуйте. Мне о Вас уже рассказывали, жаль только, что отзывы совсем не положительные…

12. ___________________________________________________

Благодаря статье вы сможете организовать для сейлзов тренинг, который ничего не будет вам стоить, воспитать из робких новичков опытных «продажников», которые не упустят клиента, поднять в отделе продаж градус оптимизма и уверенности.

Новички в отделе продаж с восторгом берутся за дело. Они хотят и могут продавать, но остывают после двух-трех неудач. У таких сейлзов мало опыта, им недостает уверенности. Чтобы подбодрить нерешительных менеджеров, необязательно приглашать бизнес-консультанта или коуча.

Помогут несколько простых ролевых упражнений в тренинге . Выполнение одного задания займет от 15 минут до часа в день. Главное - проделывать их регулярно. Проводить для сейлзов «производственную зарядку» вы можете самостоятельно. На таких тренировках ваши подчиненные справятся с тремя частыми проблемами. Чтобы дополнительно подбодрить сотрудников, приведите примеры из жизни известных успешных людей.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

А еще расскажите подчиненным о позах уверенности или силы (рисунок). Социальный психолог из Гарвардского университета Эми Кадди предлагает использовать их несколько раз в день, особенно перед собеседованием или важной встречей. Главное - выбрать место, где никто не помешает. И очень важно держать спину прямо.

Упражнения для менеджеров по продажам против боязни отказов

Проблема. Клиент колеблется, а продавец не пытается перейти к завершению сделки. Причина - страх неудачи. Излишне критичный к себе человек боится услышать слово «нет». В случае отказа такой сейлз впадает в панику. Сразу думает, что не справился, провалил контракт. Удач не будет, карьера закончена. Такой продавец заранее настраивается на поражение. Но лучше задать вопрос и получить в ответ «нет», чем не спрашивать вовсе. Покажите сейлзу: один отказ ничего не решает. Заставить себя - значит попытаться продать. От страха перед словом «нет» избавит упражнение.

«Продолжай после отказа». Упражнение выполняется в паре. Два сейлза сидят друг напротив друга на комфортном расстоянии. Неуверенный сотрудник начинает общение и протягивает напарнику руку. Тот не делает ответного жеста или стремится закончить беседу сразу после пожатия: говорит, что у него нет времени, он не хочет разговаривать и пр. Задача - продолжить разговор. А для этого надо выяснить причину неприязни и устранить проблему.

Вывод для сейлза. Даже если продавцу сразу сказали «нет», это еще не значит, что все потеряно.

Секрет успеха. Актриса Джеральдина Чаплин, дочь Чарли Чаплина, говорит: «Перед тем как появиться на публике, я перестаю культивировать свое эго и задаваться вопросами - как на меня будут реагировать, что обо мне скажут?.. Я превращаюсь в активного слушателя, активного наблюдателя и со временем так увлекаюсь процессом, что уже перестаю думать о том, как сама выгляжу, то или не то говорю».

Недостаток настойчивости в осполнят ролевые упражнения в тренинге

Проблема. Продавца учат, что давить на клиента нельзя. Иначе тот обвинит сейлза в грубости и уйдет. Это верно. В общении с покупателем надо чувствовать меру. Но неопытный менеджер от такого совета может растерять всю настойчивость. Он держится с клиентом любезно и обходительно, но забывает о главной цели - продать.

«Аргументируй и импровизируй». Участвуют два сейлза. Один играет роль продавца, другой - клиента. Сначала продумывают фразы, которые убедят покупателя: с компанией стоит работать. Каждую фразу надо подкрепить фактом: «Компания надежная - мы единственные в отрасли даем гарантию на три года». Затем менеджеры переходят к переговорам. «Клиент» сомневается и возражает. «Продавец» доказывает, почему фирма достойна доверия. При этом использует заготовки и учится импровизировать. Результат засчитывается, когда менеджер «защитит» пять разных компаний.

«Начни с комплимента». Два человека по очереди делают друг другу комплименты. Искренне и дружелюбно - это важно. Задача - продолжить общение. Следующий этап сложнее. Сейлзы отправляются в людное место и завязывают разговор со случайными прохожими. Начинают беседу тоже с комплимента. Каждому надо пообщаться с 50 незнакомцами.

Вывод для сейлза. Настойчивость не говорит о плохом воспитании. Напротив, она показывает, что продавец уверен в продукте и компании.

Секрет успеха. Голливудский актер Харрисон Форд рассказывает: «Помню, что чуть не умер от страха, когда первый раз вышел на сцену. Но потом меня «затянуло», и через некоторое время я уже не мог жить без театра. Это меня и спасло. Иначе я так на всю жизнь и остался бы неудачником».

Упражнение, которое повысит чувство ответственности у менеджеров по продажам

Проблема. Многие начинающие продавцы полагают, что в неудачах виноваты покупатели. От них вы услышите: «Этого заказчика не убедишь», «Клиент сразу бросает трубку». Сейлзам трудно признать, что только от их действий зависит успех продаж. Причина в том, что менеджеры не уверены в продукте или услуге и не хотят отвечать за результат. Потенциальные покупатели это чувствуют и понимают: сейлз сам ни за что не приобрел бы то, что предлагает.

«Успокой привереду». Участвуют два человека. «Продавец» предлагает товар «клиенту», который придирается к каждому слову. «Сейлз» в такой ситуации не должен реагировать эмоционально, возражать и убеждать «покупателя», что тот ошибается. Задача «продавца» - войти в положение «клиента», погасить его раздражение и рассказывать о товаре так, чтобы «заказчик» не прервал общение. Когда «сделка» состоится, участники меняются ролями.

«Поверь мне». Два сейлза по очереди рассказывают друг другу вымышленные истории. Задача - говорить максимально ярко и убедительно, чтобы собеседник поверил в реальность рассказа. Упражнение засчитывается, когда каждый примет на веру три истории другого.

На следующем этапе эта задача усложняется. Менеджеры отправляются в торговый центр и обращаются к людям с просьбами о помощи по придуманному поводу. Например: потерял мобильный телефон, а надо срочно позвонить на работу. Упражнение засчитывается, когда каждый сейлз получит помощь от десяти человек. Конечно, просьбы не должны выходить за рамки закона и морали.

Вывод для сейлза. Только если человек полностью уверен в том, что говорит, собеседники его выслушают.

Секрет успеха. Лауреату Нобелевской премии физику Льву Ландау очень мешала его стеснительность. Чтобы избавиться от робости и не переживать из‑за мнений со стороны, он привязывал к шляпе воздушный шар и в таком виде расхаживал по городу.