15 лет ребенок или взрослый. Сложности воспитания подростков

Дети в возрасте от 12 до 17 лет считаются подростками. Младший подростковый возраст - это период от 12 до 15 лет, старший - от 15 до 17. Это очень важное время в жизни человека. Ребенок активно растет и развивается. Для него очень важно обеспечить правильное питание, с употреблением в пищу всех жизненно необходимых минералов, кислот и витаминов.

Для полноценного развития подростку необходимы витамины

Надо также учесть, что на старший школьный возраст приходится особенно большая умственная и физическая нагрузка. Большинство детей посещают спортивные и музыкальные секции. Для выполнения уроков, заданных на дом, им остается поздний вечер. В старшем подростковом возрасте начинаются экзамены в школе. Позже – подготовка к поступлению в институт. В этот период детям обязательно надо пить укрепляющие организм витаминные комплексы.

В возрасте от 15 лет происходит развитие половой сферы человека (см. также: ). Этот период закладывает основы репродуктивной функции будущих мужчин и женщин. Чтобы в свое время у них родились здоровые дети, надо тщательно соблюдать сбалансированное питание, умеренную физическую нагрузку и прием витаминов с минералами. В нашей статье поясняется, какие витамины давать подросшим сыну или дочери, как выбрать наилучший препарат из множества предлагаемых, какую пищу надо ввести в рацион.

Трудности введения витаминов в дневной рацион

В рацион старшеклассника необходимо ввести пищу разного происхождения – это растительная пища (зелень, овощи, фрукты) и животная пища (мясо, рыба, яйца, молоко). Иногда это довольно сложно сделать.

Подросшая девочка уделяет много внимания своей внешности. Если ей кажется, что она располнела, она садится на строгую диету, не ест мяса и яиц, не употребляет сладкое. Она считает, что мальчикам нравятся только худощавые девушки. Сын тоже заботится о своем внешнем виде. Он старается накачать мышцы, переходит на спортивное питание. Все эти меры лишают детей необходимых для их здоровья веществ.

Еще одной трудностью является вкусовое восприятие пищи ребенком. Многие блюда дети не любят, к новым кулинарным изыскам относятся настороженно. Уговорить почти взрослого человека съесть что-нибудь полезное очень трудно.



В этот период подростка невозможно заставить покушать правильную пищу, да и достать полезный продукт в зимнее время сложно

Список необходимых витаминов и их действие

Вот те вещества, без которых организм подростка просто не может нормально развиваться:

  1. Ретинол или витамин А. Он обеспечивает полноценное половое созревание и физическое развитие подростка, участвует в росте костей и в укреплении иммунитета. В 16 лет половое созревание диктует необходимость приема курсами ретинола.
  2. Группа витаминов В помогает наладиться обменным процессам организма, укрепляет нервную систему, борется со стрессами. После 15 лет в школе начинаются экзамены, старшеклассник переутомляется, и эта группа витаминов очень ему поможет.
  3. Витамин Д укрепляет костную систему, позвоночник, зубы. Его необходимо ввести в рацион с 13 лет.
  4. Витамин Е также вводят в употребление с 13 лет. Он обеспечивает полноценное развитие старшеклассника и помогает организму противодействовать инфекции.
  5. Аскорбиновая кислота (витамин С) укрепляет организм. Этот препарат улучшает развитие сосудистой и соединительной тканей, способствует лучшему усвоению железа, повышает иммунитет, заживляет раны и порезы.
  6. Витамин Н вместе с витамином А улучшает состояние кожи подростка, а это частая проблема детей подросткового возраста (подробнее в статье: ).
  7. Витамин РР и К помогают установлению правильного кровообращения.

Норма приема витаминов

Таблица количества потребления витаминов в сутки:



Содержание витаминов в разных продуктах, которые необходимо употреблять подростку
  • Витамин А содержится в таких продуктах, как печень, молоко, творог и другие молочные изделия, желтые и оранжевые фрукты и овощи.
  • Группа В содержится в мясе и овощах, в хлебных дрожжах, в крупах из цельного зерна и необработанных злаках.
  • Д3 укрепляет кости: он содержится в молочных продуктах, желтке яйца и в сливочном масле.
  • Е присутствует в растительных маслах (кукурузное, подсолнечное, оливковое) и в орехах.
  • Фосфор есть в мясе рыбы и домашней птицы, в молоке, сыре, твороге - он укрепляет кости.
  • Кальций есть также в молоке, сыре, твороге. Его много в капусте брокколи. Кальций также укрепляет кости и мышцы.

Показания и противопоказания к приему витаминных комплексов

Часто витаминные препараты принимают профилактически в холодное время года, когда в продаже мало выращенных в грунте фруктов и овощей, или в периоды сильной физической и умственной нагрузки. Их назначают при определенных нарушениях развития и проблемах:

  • замедленный рост;
  • неполноценное питание по ряду причин;
  • после перенесения тяжелого заболевания, требующего восстановления;
  • после длительного приема сильнодействующих препаратов (в том числе антибиотиков);
  • как уже говорилось, в зимнее и весеннее время из-за нехватки природных витаминов;
  • тяжелая умственная или физическая нагрузка (занятие спортом);
  • потеря аппетита в силу объективных причин.

Если родители решили самостоятельно купить витаминный комплекс и провести его курс своему ребенку, необходимо подумать об индивидуальной непереносимости компонентов комплекса старшеклассником. Перенасыщение витаминным препаратом тоже ничего хорошего подростку не сулит. Часто такое перенасыщение наступает при чрезмерном потреблении ретинола и витамина Д.



Супрадин кидс полезен при больших школьных нагрузках

Не стоит заниматься самолечением. Обратитесь к врачу, и он выберет для вас нужный препарат. Разные врачи по-разному относятся к периодическому приему витаминных комплексов. Макарова С.Г., которая состоит в Союзе педиатров России, считает, что витаминные комплексы необходимо пить каждому ребенку.

Какие витаминные препараты принимать?

Витаминные комплексы разработаны, чтобы население получало необходимые для организма вещества (витамины и минералы) в достаточном количестве. Каждый препарат предназначен для проведения курсов профилактического лечения в конкретном возрасте и случае.

Лучше, если препарат назначит вам врач. Для тех, кто хочет самостоятельно подобрать комплекс, приводим норму приема для детей и состав наиболее популярных комплексов.

Период употребления препарата Название комплекса Количество витаминов Количество минералов Доза на 1 сутки
От 5 до 13 лет Супрадин Кидс Юниор 12 9 1 таб. до 11 лет, 2 таб. после 11 лет
С 7 до 14 лет Витрум Юниор 13 10 1 таб.
- “ - Пиковит Форте 7+ 11 - 1 таб.
- “ - Алфавит Школьник 13 10 1 таб.
С 11 до 17 лет Мульти-табс Тинейджер 11 7 1 таб.
- “ - Сана-Сол для тинейджеров 11 10 1 таб.
С 14 до 18 лет Витрум Тинейджер 13 11 1 таб.
- “ - Алфавит Тинейджер 13 10 3 таб.

Действие различных витаминных комплексов на организм

В Супрадин Кидс Юниор входит холин. Это вещество благоприятно влияет на работу головного мозга. Благодаря этому комплекс назначают в периоды большой умственной нагрузки и при стрессах.

В Витрум Юниор входят кальций, магний и фосфор. Этот комплекс также способствует укреплению организма. Его лучше принимать при больших умственных нагрузках. Он, к тому же, укрепляет иммунитет.



Комплекс витаминов Алфавит разработан специально для школьников. В серию также входят витамины для старших подростков

Благодаря высокому содержанию в Пиковит Форте 7+ группы витаминов В, он способствует укреплению нервной системы и снятию стресса. Этот комплекс прописывают при нервном истощении.

Комплекс Алфавит Школьник также способствует укреплению нервной системы при умственных перегрузках у детей, он укрепляет иммунитет и повышает работоспособность. В этом комплексе соблюдается взаимная совместимость включенных в него витаминов и минералов.

Препарат Мульти-табс Тинейджер содержит большое количество йода. Он помогает подростку восстановиться после болезни и способствует общему укреплению организма. Во время болезни комплекс способствует пробуждению защитных сил организма.

В препарате Сана-Сол много витамина Д. Это способствует укреплению организма при повышенных нагрузках и неполноценном питании.

В комплексе Витрум Тинейджер много кальция, магния и фосфора. Эти вещества помогают при развитии костной и мышечной тканей. Препарат способствует обменным процессам в организме, помогает подростку перенести перегрузки умственные и физические.

Комплекс Алфавит Тинейджер хорошо себя зарекомендовал при переутомлении подростка. Его пьют в период экзаменов и спортивных соревнований. Препарат разделен на 3 цветные таблетки. Белая содержит кальций с витамином Д. В состав оранжевой входят антиоксиданты. Вишневая включает в себя железо. В препарат не добавлены красители, ароматизаторы и консерванты, что очень ценят родители, стремящиеся давать ребенку только естественные ингредиенты. Компоненты препарата подобраны исходя из их совместимости друг с другом.

Нюансы приема витаминов подростками



Лучше всего, перед применением витаминов, проконсультироваться с врачом

Родителям следует помнить, что для подросткового возраста выпускаются специальные витаминные комплексы. БАД, которые выписывают взрослым людям, детям даже старшего возраста не подходят.

Покупать комплексы витамин и минералов можно только в аптеках. Проходите мимо ларьков, которые могут продавать некачественную продукцию. Смотрите на упаковке производителя препарата и срок годности.

Особое внимание уделите составу комплекса. Подростку до 17 летнего возраста необходимы такие вещества, как кальций, магний, фосфор, цинк, медь, железо. Именно эти вещества помогут развитию старшеклассника и оградят его от инфекций.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Как вести себя родителям сына-подростка?Мой сын очень увлечен играми на компьютере. Он стал хуже учиться, агрессивен. Он совершенно игнорирует родителей.

Пишет вам мама 15-летнего сына. Я в полном отчаянии, что нам, родителям, делать, как себя вести? Мы живем в небольшом провинциальном городке. Еще 2 года назад мой сын хорошо учился в школе. Мы не требовали от него больших успехов, главное чтобы он не ленился и работал в меру своих сил. Он любит спорт, катается на велосипеде, зимой на лыжах, на весенние каникулы мы уезжаем в горы кататься на горных лыжах, летом отдыхаем на мо-ре, любит играть в баскетбол, волейбол. Мы не ограничивали его в чем-либо. Если на экс-курсию в школе, пожалуйста езжай, приобрести что-либо личное, тоже пожалуйста. У нас финансовые возможности позволяют удовлетворять некоторые прихоти. На работе удава-лось добиться ему путевок в летнее время в санатории на берегу моря. Наши перемены к худшему начались, когда мой сын очень сильно увлекся компьютерными играми. По на-чалу, его увлекала познавательная информация, любил смотреть научно-познавательные фильмы. Скачивал и смотрел художественные фильмы. То есть ограничений в компьюте-ре у него не было, он сам через 2-3 часа мог отойти от компьютера и заняться чем-либо другим. В последнее время, года 1,5, мой сын увлекся играми онлайн. Он перестал делать уроки, стал очень агрессивным, его не возможно стало оторвать от компьютера. Наши ог-раничения для игр во времени не дали результатов. Он под предлогом, что нужно гото-вить информацию к школе, готовиться к ЕГЭ, садится и играет в эти игры. Наши замеча-ния типа «Вадим, пора заняться уроками», «ты портишь зрение», которое уже пошатну-лось и он об этом знает, он полностью игнорирует, в ответ слышим оскорбления, злобу, что он нас ненавидит, «мы лезем в его личную жизнь». Я не могу попросить его ни о ка-кой помощи, даже когда мне требуется мужская помощь перенести тяжелые вещи, ведь раньше с этим не было проблем. Он как будто обижается на нас, мстит нам родителям, своей младшей сестре. Я не могу понять почему. Очень обидно слышать такие фразы «лучше бы вас не было», «ты ….». Очень трудно после не сорваться. Я задавала ему во-прос, что происходит, что тебе не хватает. Он не идет на контакт. От него только один от-вет «а тебе то что, как хочу так и живу». Он может меня, младшую сестру толкнуть. Самое страшное, он не чувствует за собой никакой вины. Я понимаю, что извинений я не услы-шу, но если, человек почувствовал свою вину, в дальнейшем он будет стараться, чтобы таких ситуаций не повторилось. Мой сын видит обиды только в отношении к себе. Он часто провоцирует ситуации. Он любит дразнить 7-летнюю сестру, любит, чтобы она ему прислуживала. Если она сопротивляется, он грозит сломать ее игрушку. Я понимаю, что он не пойдет на это в этом случае. Но ей трудно разобраться, что может произойти, ведь были случаи, что и ломал ее куклы, поделки. В доме начинаются слезы, крики. Мои заме-чания остаются не услышанными. В школе у нас часто 2 и даже 1 по некоторым предме-там. И причина таких оценок, что порой он вообще не касается уроков, он весь в играх. Не разрешать компьютер? Было и такое. Тогда от учителей слышу его жалобу на нас. По-шлина компромисс, договорились, что сначала делаем для школы, потом какое- то время играем. Происходит обман. Пока родители не видят, сидим играем и не один час. Работа мужа связана с компьютером. И когда его просят освободить компьютер выясняется, что он не сделал школьные задания. Такие обман, безответственность. Он не замкнут. У него есть друзья, хорошие мальчишки. Хорошие, я имею в виду без вредных привычек. У него дружный класс. Т.е. он не одинок в общении. Как нам родителям вести себя? Ведь главное, чтобы он был человеком в моральном и нравственном смысле. Равнодушие, эгоизм, жестокость – это страшно!

Ответы психологов:

    Здравствуйте, Ольга!

    Взросление детей в семье очень часто сопровождается кризисом взаимоотношений. Судя по тому, что Вы пишете, Ваш сын проходит нормальный этап взросления. И его поведение в этом возрасте абсолютно нормально. И, как бы это странно не прозвучало, его поведение даже желательно на данном этапе жизни.

    Дети поддаются воспитанию (в том числе контролю и опеке) до подросткового возраста. К 15 годам характер человека уже сформирован. Жизненные ценности уже заложены. И изменить поведение человека при помощи воспитательных приемов уже невозможно.

    В этот период очень важно изменить характер взаимоотношений с Вашим сыном: перейти от отношений Родитель-Ребенок к отношениям Взрослый-Взрослый. Судя по тому, что у Вашего сына хорошие друзья, хорошие отношения в школе, то Вы его хорошо воспитали и заложили правильные ценности.

    Нелегко осознать, что сын уже взрослый, и он не нуждается в контроле и опеке. С друзьями Ваш сын общается как партнеры, и поэтому отношения у них хорошие. А Вы еще видите в нем ребенка, поэтому он бунтует. Поэтому и сидит всё время в онлайн-играх. В играх он самостоятельный, взрослый, а когда возвращается в реальную жизнь, то здесь он еще ребенок и обязан подчиняться правилам.

    Представьте себе, что Ваши родители или родители мужа начнут полностью Вас контролировать, и устанавливать ограничения на время, которое Вы проводите за компьютером, или будут отслеживать каждый Ваш шаг на работе, и будут читать Вам лекцию о том, что если Вы не будет на работе делать то-то и то-то, то Вы не добьетесь успеха, не получите повышения и т.д. Как Вы отнесетесь? Вряд ли Вы будете рады. Вы сами знаете, что и когда Вам делать. Ваш сын - тоже знает. Вы его всему научили, всему, что умеете.

    ЕСли продолжать на него давить и контролировать, то можно уже навсегда сломать его самостоятельность, и потерять его доверие к Вам. Все, что ему сейчас нужно от Вас - это показать, что Вы готовы увидеть в нем врослого и готовы уважать его решения. Когда конфликт в семье будет снят, когда Вы найдете новые формы взаимоотношений, Ваш сын сам начнет возвращаться в реальность из онлайн игр. Именно не признание детей взрослыми со стороны родителей гонит детей на улицы и в плохие компании. Помогите Вашему сыну самоутвердиться в семье. Это будет самая лучшая помощь.

    Если Вы сомневаетесь в том, как будет восприняты Ваши слова Вашим сыном, то представляйте сразу, что это Вам Ваши родители говорят. И представьте, что Вы почувствуете, когда это услышите.

    Вы замечательные родители и воспитали хорошего сына, но пришла пора меняться!

    Удачи Вам!

    Психолог Стрелкина Ольга.

Проблемная область:

Дети от 7 до 16

Комментарии

Ответы психологов

Согласна с психологом Стрелкиной Ольгой, отвечающей на вопрос опубликованный 21.12.2011 в 12:53 пользователем Ольга К, что подростки к 15 годам уже становятся почти взрослыми, у них уже заложены определенные ценности, уже есть свой взгляд на этот мир, они нуждаются в некоторой свободе и признании своих достижений со стороны взрослых. Хотелось бы к этому еще добавить, что компьютерные игры действительно захватывают и увлекают участников в свой виртуальный мир, иногда так сильно, что самостоятельно оторваться от них бывает очень трудно. К тому же подросток, часто претендуя на власть в лице свободы, не всегда может за эту свою свободу нести ответственность, и она возлагается на родителей, т.е. получается власть - у подростка, а ответственность - у родителей. Согласитесь - это нарушает баланс. Со своей стороны я бы предложила передавать подростку власть по мере его возможности брать на себя ответственность. В данном случае видно, что подросток еще пока не может отвечать за свое здоровье, т.е. он не может остановить свою компьютерную игру, хоть она и вредит его зрению. И тогда это ответственность родителей: они будут платить за его лечение, они поведут его к врачу и т.д. Значит, в этом месте еще пока рано ребенку передавать власть, и родитель должен решать, сколько времени их сын может заниматься на компьютере. Да, при ограничении или запрете со стороны взрослых у детей всегда возникает злость, агрессия. Но взрослым необходимо при этом устоять, выдержать эту агрессию, не обидеться, не обозлиться, а принять: "да, я вижу, что тебе хочется играть, и ты злишься, что я тебя останавливаю. Но это моя ответственность за твое здоровье, ты пока сам не можешь заботиться о своем зрении, не можешь сам остановиться, и это буду делать пока я". Как только ребенок научится самостоятельно заботиться о своем зрении, эту часть ответственности (ограничение по времени) и соответственно власти (выбор длительности игры) можно будет ему передать, но контролировать это все же еще некоторое время придется. С одой стороны, подростки, да и дети младшего возраста, как правило, стремятся к власти, к большей свободе, но если они получают ее слишком много, больше, чем они могут нести за нее ответственности, то они испытывают тревогу и слишком рано лишаются защиты и поддержки со стороны родителей. Ведь когда родитель использует свою власть, он при этом несет ответственность за ребенка и создает для него безопасные и комфортные условия для жизни и развития. В связи с этим принимая решение по данному вопросу необходимо соблюдать баланс власти и ответственности, можно открыто это обсуждать с подростком, вместе взвешивать и приходить к определенным выводам.
С уважением психолог Абдулина Наталья.

Наталья К. - 30.04.2012 - 17:39


С уважением, Наталья К.

Компьютерная зависимость подростка 15 лет

Наталья К. - 30.04.2012 - 17:40

Наталья, добрый день! У нас в семье такая же проблема как и у Ольги-автора обращения. Единственное отличие - наш сын хорошо учится пока. А во всём остальном мы также обеспокоены. Времени мы ему уделяем немало, вниманием не обделен. Свобода предоставлена во всём, кроме компьютера, т.к. виртуальное "ничего не делание" делает из человека монстра, опасного для общества. Изначально мы пробовали не ограничивать компьютер и интернет, но из этого ничего хорошего ни разу не выходило. Скажите, пожалуйста, какие методы, способы существуют в психологии влияния на таких подростков? Поскольку проблема компьютерной зависимости уже не нова возможно уже появились профессиональные подходы к её лечению. И куда можно обратиться за квалифицированной помощью?
С уважением, Наталья К.

Моему сыну 15 лет, как вести себя родителям сына-подростка?

В вашем вопросе слышу желание найти быстрые и желательно простые решения этой проблемы, по типу рецепта или алгоритма действия, боюсь, что мне придется вас разочаровать. На мой взгляд, это довольно сложная проблема.
Обратиться за помощью по компьютерной зависимости можно в любой психологический центр, в центры по борьбе с зависимостями, к психологу, психотерапевту – специалисту, который занимается этой проблемой в вашем городе.
От себя могу сказать, хорошо бы понять, что удерживает вашего ребенка в игре, в компьютере, что дает ему это, какие проблемы он решает через игру, от чего уходит.
Компьютерная, игровая зависимость, как и любая зависимость, скорее всего, является способом ухода от реальности. От того, что происходит сейчас в жизни, неприятного, непереносимого, с чем невозможно сейчас справиться самостоятельно, а может быть даже и увидеть это, понять и принять. Тогда надо самим взрослым проанализировать, что такое происходит в семье или в жизни ребенка, что ему трудно принять и с чем пока невозможно самостоятельно справиться. Нам иногда кажется, что в жизни наших детей все хорошо, и у них нет повода о чем-то беспокоится и переживать, но присмотревшись внимательнее, мы можем увидеть, в чем проблема. Важно это обсудить вместе с детьми и начать решать. Возможно это какой-то кризис, когда старые ценности уже изжили себя, а новые еще не найдены. Если в этот момент родители окажутся рядом, помогут подростку пережить трудности, с которыми он столкнулся, помогут преодолеть трудный этап его жизни, то потребность прятаться от проблем в игре, исчезнет сама собой.
В игре дети чувствуют себя сильными, смелыми, супергероями, что в реальной жизни не всегда возможно. Они с азартом добиваются различных игровых успехов, чем гордятся пред сверстниками. Хорошо если есть возможность показать ребенку, что гораздо более ценно «прокачивать»- развивать самого себя в реальной жизни, направить азарт ребенка для достижения реальных успехов. Часто у детей, испытавших боль неудачи и поражения, стыд за свое несовершенство в чем-либо, возникает потребность избегания подобных ситуаций, и уход в тот сказочный мир, где есть несколько жизней, где при необходимости можно отказаться от героя и поменять его на другого. Родители в этом случае могут помочь ребенку переживать эти чувства, обсуждать сложные ситуации, сопереживая ему, горюя вместе с ним. Избегание каких-то чувств ведет к «застреванию» в них, поэтому задача родителей помочь детям прожить эти чувства, а не застрять в них.
Предрасположенность к зависимости может быть обусловлена наследственностью или/и особой – зависимой системой отношений в семье. Тогда взрослым важно честно проанализировать, как строятся взаимоотношения в семье, насколько члены семьи эмоционально зависимы друг от друга, к каким последствиям это приводит и что с этим можно сделать. Внести изменения в систему семейных взаимоотношений очень трудно. Иногда семья приходит к негласному соглашению о принятии в каком-нибудь члене семьи некоторого изъяна (например: какой-нибудь зависимости), который является симптомом, показателем проблем семьи, чем изменять всю систему семейных взаимоотношений. Хорошо если этот выбор будет сделан осознанно, с принятием ответственности за возможные последствия.
Не знаю, что из приведенных примеров может относиться к вашей ситуации, думаю, что вам самим легче это увидеть, почувствовать и выбрать тот путь преодоления вашей проблемы, который наиболее подходит для вас. Гораздо легче справляться с подобными неприятностями с помощью специалистов. Желаю вам удачи и всего самого доброго!
С уважением, Абдулина Наталья.

Воспитывать ребенка - это очень сложная задача для любого родителя. И она становится еще сложнее в процессе взросления. И когда вашим детям исполняется 15 лет - вас ждет невероятная головная боль, потому что это очень сложный возраст. К сожалению, в большинстве случаев ребенок подходит к этому моменту совершенно неподготовленным, потому что родители не знают, что рассказать детям о подростковом периоде, да и часто дети не хотят слушать своих родителей. Однако вам обязательно стоит выделить самые важные вещи, касающиеся данного возраста, и постараться их всеми возможными способами донести до ваших детей, чтобы облегчить им жизнь. Вот что вам обязательно нужно сказать вашим детям.

«Я никогда не стану твоим лучшим другом»

«Я никогда не буду твоим лучшим другом, потому что я уже - гораздо больше. Я твой постоянный помощник, я твоя группа поддержки, я люблю тебя больше всего на свете с того момента, как ты родился - и это не изменится никогда и ни при каких обстоятельствах, независимо от того, что бы будешь говорить или делать».

«Думай за себя, для этого у тебя есть мозг»

"Будучи родителем, я могу помогать тебе, влиять на тебя, оказывать тебе поддержку в принятии сложных решений. Но гораздо важнее, чтобы ты умел думать за себя, использовать свой собственный мозг, принимать решение самостоятельно, потому что я не всегда буду рядом, и тебе придется когда-нибудь все делать самостоятельно".

«Проблемы будут всегда - концентрируйся»

"Всегда концентрируйся не на человеке, а на проблеме, даже если ты знаешь, что именно этот человек и стал причиной проблемы. Таким образом ты сможешь более эффективно решить проблему, забыв о чувствах и эмоциях. Любая проблема в таком случае теряет часть своей сложности и становится более решаемой".

«Это не конец света»

"Требуется иметь большую храбрость, чтобы признать свои ошибки и взять на себя ответственность в том случае, если ты что-то сделал не так. Именно так и поступают взрослые, хотя некоторые люди никогда не взрослеют и всегда продолжают сваливать вину на кого-либо еще. Не будь таким человеком".

«Помни, в чем ты хорош»

"Успех для каждого имеет свое значение. Поэтому не ориентируйся ни на кого - создавай свой собственный успех, учитывая то, в чем ты на самом деле хорош. Выбирай для себя сферу, в которой ты уже хорошо разбираешься - и продолжай в ней совершенствоваться, чтобы достигнуть небывалых высот".

«Ты уникален»

"Сложно себе это представить, но ты на самом деле уникален, нет другого такого, как ты. В мире миллиарды людей, но нет такого же как ты. Ты не я и не кто-либо еще. Поэтому не пытайся быть мной или любым другим человеком - будь только собой. Это твоя жизнь, и только от тебя зависит, как именно ты ее проживешь".

«Пусть твой голос услышат»

"Сила слова может сделать очень многое - ранить, излечить, поднять дух или втоптать в грязь. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы твой голос был услышан, но при этом правильно, для благих целей, а не для того, чтобы сделать кому-нибудь плохо. Говори то, что нужно сказать, но будь при этом вежлив".

«Секс и отношения - есть разница»

"Возможно, ты не считаешь, что об этом стоит со мной разговаривать, но на самом деле я для тебя по этому вопросу - лучший собеседник. И самое главное, что тебе нужно знать - это то, что секс и взаимоотношения являются разными вещами. Секс - это лишь физический акт, в то время как отношения - это единение душ".

«Социальные сети»

"Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь оставалась под твоим контролем - не слишком углубляйся в социальные сети. Не стоит размещать фотографии личного характера и другие подобные вещи, потому что в социальной сети даже друзья могут оказаться не теми, за кого себя выдают, и ты можешь испортить себе жизнь сам".

«Переполнение эмоциями»

"Возможно, нам не удастся наладить тесные отношения, учитывая твой возраст, но при этом я все еще помню, что сам был в этом возрасте - и представляю, что это значит. Это целый взрыв эмоций, которые переполняют тебя через край, и иногда ты не можешь это контролировать. Поэтому умей себя сдерживать, чтобы потом не пожалеть о последствиях".

«Уважение может стать твоим лучшим союзником»

"Ты можешь этого не осознавать в таком возрасте, но в тебе заложен невероятный потенциал, и если ты будешь себя оценивать здраво и уметь себя ценить за то, кем ты являешься, то ты сам себе облегчишь жизнь. Но также не забывай, что уважать нужно и окружающих".

«Учеба не так скучна»

"Не думай, что учиться можно только на скучных уроках в школе. Обучение может быть гораздо более веселым, если правильно преподносится".

«Покажи мне деньги»

"Иметь собственные деньги - очень важно. В твоем возрасте ты можешь уже начать нащупывать свою дорогу в будущее и приобретать финансовую независимость".

«Тебе действительно все это нужно?»

«Люби жизнь»

"И самое главное - всегда люби жизнь, независимо от того, что в ней происходит".

Подростковый период у детей 15-16 лет характеризуется активным костным ростом, гормональной перестройкой и усиленными умственными нагрузками. Для полноценного созревания организм нуждается в получении витаминов и минералов в полном объеме.

Все полезные вещества нужно получать из продуктов. Но во время переходного периода достаточно тяжело проследить за питанием ребенка и обеспечить ему сбалансированное питание. В таких случаях можно прибегнуть к аптечным препаратам.

Давайте разберемся, какие витамины можно применять, в каких продуктах они содержатся и какие выбрать витаминные комплексы для подростков.

Витамин А или ретинол необходим для растущего организма, он регулирует синтез белков, что требуется для строения костной ткани.

Ученые доказали, что большинство людей (практически 98%) не достигают того роста, который заложен в генах, они ниже на 10-12 см. Основная причина этого явления – дефицит витаминов роста в подростковом возрасте.

Также этот элемент требуется для поддержания зрения. Для детей 15-16 лет это особенно важно, так как они большую часть времени проводят за компьютерами.

При недостатке витамина в организме у подростков наблюдается ухудшение зрения, замедление роста костей и организма в целом, сухость и шелушение кожи, частые инфекции и другое.

Чтобы избежать дефицита ретинола и характерных для него симптомов, необходимо употреблять в пищу рыбий жир, печень, яйца, сметану, сыр, сливочное масло, творог, морковь, петрушку, щавель.

В возрасте 15-16 лет витамины обеспечивают рост и развитие организма

Витамин D способствует формированию костной ткани и скелета, а также усвоению кальция, который является главным веществом для поддержания крепости костей и хрящей.

Этот элемент способствует защите иммунитета от инфекций и поддержанию нервной системы.

Если в организме не достает этого витамина, наблюдается слабость и ломкость костей, кариес, возможны нервные нарушения у детей.

В большом количестве содержится в таких продуктах: сельдь, печень свиная и говяжья, сливочное масло и желтки яиц.

Чтобы восполнить нехватку данного вещества, достаточно проводить хотя бы 15 минут на свежем воздухе в солнечную погоду, так как он вырабатывается под действием солнечных лучей.

Служат для нормального метаболизма в растущем организме, они являются поставщиками белков, жиров и углеводов.

Обязательными для ребенка 15-16 лет являются В9 и В12. Они обеспечивают процессы, связанные с ростом, а также необходимы для нормального развития и деления клеток.

Укрепляет иммунную систему и способствует усвоению других витаминов.

В сутки подросткам требуется 70-80 мг витамина С

Из-за нехватки этого вещества ребенок начинает чаще болеть, быстрее уставать. Дефицит также проявляется чувствительностью и ранимостью десен.

Большое количество витамина содержится в шиповнике, черной смородине, сладком перце, киви и облепихе.

Грейпфрут) и капуста (брюссельская, брокколи, цветная, краснокочанная) также являются источником аскорбиновой кислоты.

Борется со свободными радикалами, уменьшает количество поврежденных клеток, является незаменимым во время полового развития.

Он содержится в рыбе (судак, лосось, угорь), ячневой крупе, орехах (фундук, кешью, арахис, миндаль, фисташки) и в сухофруктах (курага и чернослив).

Витамин РР способствует росту тканей и преобразует жиры в сахар и энергию, которая так необходима в возрасте 15-16 лет.

Его можно получить из говяжьей печени, свинины, курицы, рыбы, картофеля, помидоров.

Суточная норма

Для парней:

  • витамин А – 1,5 мг;
  • В1 – 1,9 мг;
  • В2 – 2,5 мг;
  • В6 – 2,2 мг;
  • С – 80 мг;
  • РР – 21 мг.

Для девушек:

  • А – 1,5 мг;
  • В1 – 1,7 мг;
  • В6 – 1,9 мг;
  • С – 70 мг;
  • РР – 18 мг.

Чтобы держать в норме требуемое количество витаминов, ежедневный рацион подростка должен включать:

  1. 200 г мяса.
  2. 70 г рыбы.
  3. 200-300 г крупы.
  4. 300 г овощей и 500 г фруктов.
  5. 50-70 г творога.
  6. 0,5 л молока.
  7. 100 г макаронных изделий.
  8. 30 г ржаного хлеба.

Подростки, занимающие спортом, нуждаются в двойной дозе витаминов и полезных веществ.

Обзор витаминных комплексов

Зачастую родители не могут проследить насколько полноценно питаются их дети в школе и дома. Это может повлечь за собой авитаминоз – нехватку того или иного витамина. Решением этой проблемы может стать применение витаминных комплексов из аптеки.

Если не следовать советам врача и употреблять препараты по собственному усмотрению, то у ребенка может появиться гипервитаминоз, что может быть опасно для его здоровья.

В аптеках представлен широкий выбор витаминных препаратов для возрастной группы 15-16 лет. Они имеют разный состав и назначение. Поэтому выбор комплекса должен производиться только по рекомендации врача.

Как выбрать витаминные комплексы, какие из них самые лучшие, из чего они состоят и как их применять, рассмотрим далее.

Для роста

Под такими витаминами понимают . Среди них выделяют элементы D, A, C и В.

Можно назвать такие витаминные препараты:


Для развития памяти и мозга

Старшеклассники подвержены значительным умственным и нервным нагрузкам, они обеспокоены планами на будущее, поэтому нуждаются в дополнительных поливитаминах. Разработанные комплексы улучшают обменные процессы, концентрацию внимания и память.