Добро пожаловать, месяц Зуль-хиджа! Является ли пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа нововведением.

Как провести 10 дней месяца Зуль-Хиджа (3 сентября 1 число Зуль-Хиджа) Выше упомянутое призывает нас проявить усердие в благодеяниях, чтобы достойно встретить и запастись добрыми делами для Вечной жизни. Рассмотрим достоинство этих дней и что лучше совершать в это время. Да поможет нам Всевышний извлечь максимальную пользу, чтобы достичь Его довольства. С чем же необходимо встретить эти дни? 1. Искреннее покаяние. Верующему надлежит искренне раскаяться и твёрдо вознамериться вернуться ко Всевышнему. В покаянии – спасение верующего в этом мире и в Вечном. Всевышний говорит:«Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, – быть может, вы будете счастливы». 2. Твёрдо решить не упустить эти дни напрасно. Мусульманин стремится украсить эти дни праведными поступками и словами. Кто вознамерится, тому поможет Всевышний и облегчит пути к благодетели. Аллах правдив в обещаниях с теми, кто проявляют искренность к Нему. Всевышний сказал:«А тех, которые усердствовали ради Нас, Мы поведём по Нашим путям». 3. Отдаление от грехов. Богослужение приближает ко Всевышнему, грехи отдаляют, лишают милости. Если желаете прощения грехов и освобождения от огня Ада, отдалитесь от совершения грехов в дни Зуль-Хиджи и в остальные. Тот, кто знает, чего он хочет, будет применять все силы для достижения цели. Достоинство десяти дней Зуль-Хиджи 1. Всевышний поклялся ими. Если Всевышний клянётся чем-либо, это придаёт величие этому, так как Великий клянётся лишь великим. Всевышний сказал:«Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами!».Десять ночей – это десять дней Зуль-Хиджи, как свидетельствуют большинство учёных-толкователей Корана. Ибн Касир в своём толковании подтвердил достоверность этого. 2. Это дни, установленные для поминания Всевышнего. Всевышний говорит:«Поминают имя Аллаха в установленные дни…». Большинство учёных, среди них Ибн Умар и ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах), сказали, что установленные дни – это десять дней Зуль-Хиджи. 3. Пророк (мир ему и благословение) засвидетельствовал, что это лучшие дни на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Из всех дней этого мира самые лучшие 10 дней ». Спросили его: «А нет ли равных тем (т. е. людям, занятым служением Богу в эти дни)?» Он ответил: «Нет равных им на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида)» (передал аль-Баззар, Ибн Хиббан). 4. Среди этих дней и день Арафа. День Арафа самый – великий день большого паломничества, день прощения грехов, освобождения от ада. Было бы достаточно одного дня Арафа, чтобы эти десять дней Зуль-Хиджи считались великими. 5. В эти дни совершают жертвоприношение. Как говорят учёные, день жертвоприношения – лучший из дней Сунны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие дни перед Всевышним Аллахом – это день жертвоприношения «Явм-Нахри» и последующий за ним день «Явм-уль-Карри». (Передали Абу Дауд и ан-Насаи.) «Явм-уль-Карри» – это день, когда паломники останавливаются в долине Мина после обхода Каабы и закалывания жертвенного животного. 6. В эти дни совершаются самые важные виды поклонения. Аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «аль-Фатх» пишет: «По всей видимости, причиной отличительности месяца Зуль-Хиджа стало то, что в нём сливаются воедино самые значимые обряды поклонения: намаз, пост, милостыня и хадж, чего не встретишь в другие дни». Достоинство деяний в 10 дней Зуль-ХиджиПередаётся от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем совершённые в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». Его спросили: «И даже чем джихад на пути Аллаха?!» Он ответил: «И даже чем джихад на пути Аллаха, если не считать человека, вышедшего на путь Аллаха, рискуя своей жизнью и своим имуществом и не вернувшегося ни с чем из этого» (от аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи). Передаётся от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Я был возле Посланника (мир ему и благословение) и спросил его о деяниях. Посланник (мир ему и благословение) ответил: “Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершённые в эти десять дней”. Сподвижники спросили: “И даже чем джихад на пути Аллаха?!” Он ответил: “И даже чем джихад на пути Аллаха, если не считать человека, вышедшего на пути Аллаха, отдавшего свою жизнь”» (Ахмад).Эти два хадиса, как и прочие, подчёркивают достоинство деяний, совершённых в эти дни. Становится ясным, что совершающий благодеяния в эти дни лучше, чем вернувшийся с джихада.Желательные деяния в 10 дней Зуль-ХиджиЭти дни являются милостью Всевышнего и даром для рабов, шансом для приобретения вознаграждения, которое невозможно приобрести в остальные дни. Необходимо приложить максимум усилий для увеличения поклонения в них. Праведные предшественники возвеличивали три десятка: последние десять дней Рамазана, первые десять дней Зуль-Хиджи и первые десять дней месяца Мухаррам. Чему следует уделить внимание? 1. Исполнение обрядов хаджа и умры. Это самое лучшее, что можно совершить в эти дни. Тот, кому Всевышний позволил посетить Его дом и совершить умру, воздаянием будет Рай. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Умра стирает грехи, собравшиеся после совершения предшествующей ей умры, а за правильно выполненный хадж непременно воздаётся только раем» (аль-Бухари, Муслим).Принятый хадж – хадж, лишённый показухи, грехов, сквернословия, желания заслужить авторитет, наполнен великими благами и вознаграждением. 2. Пост. Пост – один из самых лучших поступков в эти дни. Всевышний связал пост с Собой, сказав: «Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него» (аль-Бухари, Муслим). Пророк (мир ему и благословение) обособил день Арафа соблюдением поста и объяснил значимость поста в этот день. Он сказал: «Пост в день Арафа, соблюдённый ради Аллаха, Всевышний сделает искуплением за предыдущий год и за следующий» (Муслим).Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, написал в своих книгах, что пост десяти дней месяца Зуль-Хиджа является весьма рекомендуемым делом и сказал: «Пост в эти дни крайне желателен». 3. Намаз. Намаз – самый великий поступок. В эти дни обязательно старайтесь совершать своевременные коллективные намазы. Мусульманин увеличит в эти и совершение желательных намазов, которые приближают ко Всевышнему. В священном хадисе говорится: «Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне, совершая желательные поступки, пока Я не полюблю его» (аль-Бухари). 4. Больше произносить слова такбира, тахлиля и тахмида. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем совершённые в десять дней месяца Зуль-Хиджа. Больше произносите в эти дни слова такбира, тахлиля и тахмида» (Ахмад).Передаёт аль-Бухари, что Ибн Умар и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, выходили на рынок в десять дней Зуль-Хиджа с возгласами «Аллаху Акбар», и люди повторяли за ними. Все эти дни Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) возглашал такбиры в местности Мина после намаза, перед сном, в своей палатке, во время совещания и ходьбы. 5. Милостыня. Это то, что так же следует больше делать в эти дни. Всевышний побуждает к раздаче милостыни. Он сказал:«О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде, чем придёт день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Милостыня не убавляет имущество» (Муслим). В целом рекомендуется совершать благие деяния, такие как чтение Корана, обучение Корану, истигфар (покояние), оказание добра родителям, поддержание родственных уз, угощение гостей, примирение людей, содействие в благом и удержание от запретного, сохранение языка и половых органов от скверны, доброе отношение к соседям, обеспечение семьи, помощь братьям по вере, частое чтение салавата, забота о сиротах, мольба за всех мусульман. Да поможет нам Всевышний.

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс », начиная каждую из них с «Бисмиллях... ». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс », будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников », – ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего ; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.

Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами... » – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни ». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа ». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)? » Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида) ». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В числе этих дней и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения ».

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни ».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа) ». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)? » Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся ».

Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал : “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа ”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада? ” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть ”».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете ».

Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши ».

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы ». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней? » (Байхаки, Табарани). Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.

Зуль-Хиджа - это последний месяц исламского календаря. Название этого месяца буквально означает «хадж», что очевидно указывает на то, что такое великое ежегодное поклонение, как хадж, совершается в этом месяце, и это придает месяцу Зуль-Хиджа особую значимость. В этой статье описаны некоторые достоинства этого месяца и дела, которые следует совершать во время него.

Первые десять дней
Первые десять дней месяца Зуль-Хиджа входят в число самых прекрасных дней в исламском календаре. Слова Всевышнего Аллаха в суре “Заря”: «Клянусь зарею, клянусь десятью ночами…», — подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа, согласно комментариям сподвижников. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал об этих днях года: “Самые благословенные дни этого мира - первые десять дней месяца зуль-хиджа”. Каждый мусульманин должен стараться воспользоваться этой замечательной возможностью и провести как можно больше времени в поклонении Аллаху в эти дни.
Имам Ибн Хаджар пишет в книге “Фатх аль-Бари”: “Причиной возвеличивания первых десяти дней зуль-хиджжа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, и не сочетается все это в другие дни”.

Девятый день Зуль-Хиджа
Девятый день месяца Зуль-Хиджа называется «яум аль-Арафа» (день Арафа). В этот день паломники, совершающие хадж, собираются в долине Арафа, которая находится в шести милях от Мекки. Там они выполняют один из основных обязательных элементов хаджа, который называется «вукуф», то есть стояние на Арафа. Для всех мусульман, кроме паломников, в этот день рекомендуется поститься.

Пост в день Арафа

Для тех, кто не совершает хадж, желательно (мустахабб) поститься в этот день. Пророк указал на то, что пост в день Арафа является желательным (мустахабб). Согласно хадису, пост в этот день может стать причиной прощения грехов, совершенных за год. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы».
Имам ар-Рамалли подчеркнул, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В это день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.

Такбир ат-ташрик
Со времени фаджра 9-го числа месяца Зуль-Хиджжа и до времени молитвы аср (икенде-намаза) 13-го числа, каждый мусульманин должен читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар,
Ля иляха илляЛлаху, ваЛлаху Акбар,
Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд

.
Согласно достоверным исламским источникам, каждый мужчина-мусульманин обязан читать этот такбир после каждой обязательной молитвы. Для женщин читать этот такбир желательно, но не обязательно. В данном случае не имеет значения, совершает человек молитвы в джамаате или один. Вы должны читать такбир. Мужчины - громко, а женщины -тихо.

День праздника Ийд
В день Ийдуль-Адха являются Сунной следующие действия:
1. Встать рано утром.
2. Совершить полное омовение.
3. Надеть лучшую из имеющейся одежду.
4. Умастить себя благовониями.
5. Не принимать пищу до праздничной молитвы.
6. Громко читать такбир ташрика по пути на праздничную молитву.

Как совершается намаз
Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами - три дополнительных такбира совершают в начале первого ракаата, а ещё три - перед руку (поясным поклоном) во втором ракаате.

Курбан: смысл и правила
Курбан означает ритуальное закалывание жертвенного животного. Изначально арабское слово «курбан» использовалось для обозначения всех видов милостыни, потому что цель раздачи милостыни - не что иное, как довольство Аллаха. Но в религиозной терминологии данное слово позднее приобрело ограниченное значение - принесение в жертву животного ради Аллаха.
В религиях, источником которых было божественное Откровение, жертвоприношение всегда воспринималось как способ поклонения. Даже в языческом обществе закалывание животного считается формой поклонения, но делается это не во имя Аллаха, а во имя идолов, а такая практика категорически отвергается Исламом.
В Шариате нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) жертвоприношение считается формой поклонения только в течение трех дней месяца Зуль-Хиджжа, а точнее - 10-го, 11-го и 12-го дней этого месяца. Животных приносят в жертву как знак памяти о том, какую беспрецедентную жертву принес пророк Ибрагим, мир ему, который, выполняя повеление Аллаха, которое он получил во сне, был готов принести в жертву собственного любимого сына Исмаила, мир ему, и фактически сделал это, но Всевышний Аллах, испытав покорность Ибрагима, ниспослал барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила, мир ему. Именно с тех времен приношение в жертву животного стало обязанностью для каждого состоятельного мусульманина.
Сегодня курбан совершается в память об этом великом примере покорности, продемонстрированной этими великими отцом и сыном. Совершая жертвоприношение, мы должны подражать этому идеалу покорности.
Учитывая все вышесказанное, мы представим в этой статье некоторые правила относительно курбана как акта поклонения в Шариате (согласно ханафитскому мазхабу).

Время для Курбана
Курбан можно совершать только в течение трех дней Ид (праздника), а точнее 10-го, 11-го и 12-го числа месяца Зуль-Хиджжа. Только в эти дни забитие животного считается актом поклонения. Нельзя совершить курбан в какой-то другой день года.
Хотя дозволено совершать курбан в перечисленные выше три дня, предпочтительнее сделать это 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа. Нельзя совершать курбан раньше праздничной молитвы.
Курабн дозволено совершить во время двух ночей после дня праздника, но предпочтительнее совершать его в дневное время.

Для курбана нет альтернативы!
Некоторые считают, что вместо принесения в жертву животного они могут раздать стоимость этого животного в виде милостыни. Это ошибочное мнение. В действительности, для мусульман существуют разные обязательные виды поклонения. У каждого из них есть свое значение, и один не может заменить другой. Мусульманину нельзя совершить молитву вместо поста в Рамадан, так же нельзя раздавать милостыню вместо того, чтобы совершать обязательный намаз. То же касается курбана: это отдельный вид поклонения, который нельзя заменить раздачей милостыни.

Животные для курбана
В качестве курбана дозволено заколоть следующих животных:
1. Козел или коза в возрасте, как минимум, одного года.
2. Баран или овца в возрасте, как минимум, шести месяцев.
3. Бык или корова в возрасте, как минимум, двух лет.
4. Верблюд или верблюдица в возрасте, как минимум, пяти лет.
Один козел/коза или баран/овца - это курбан за одного человека. Но остальные животные (корова, бык, верблюд/верблюдица) - это семь курбанов в одном, что позволяет людям совершать жертвоприношение группой из семи человек.
Если продавец животного утверждает, что животное достигло необходимого возраста, и нет доказательства для обратного, можно доверять словам продавца, и принесение такого животного в жертву будет действительным.

Животные, которые не подходят для курбана:
1. Слепые, одноглазые или хромые животные.
2. Животное, истощенное настолько, что не может само дойти до места, где совершается жертвоприношение.
3. Животное, у которого отсутствует одна треть уха, носа или хвоста.
4. Животное, у которого вообще нет зубов или отсутствует большая их часть.
5. Животное, которое родилось без ушей.

Жертвоприношение согласно Сунне

Мусульманину лучше заколоть животное для курбана собственными руками. Тем не менее, если у него нет возможности заколоть животное самому или он не хочет делать это сам по каким-то причинам, он может поручить другому человеку заколоть животное от своего имени. В таком случае желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении. Если человек поручил кому-то заколоть животное от своего имени, курбан будет действителен, даже если человек не присутствовал при его совершении. Является Сунной положить животное лицом в сторону Киблы и прочитать следующий аят Священного Корана:
«Я обратился лицом к Аллаху Единому, всей душой предался Ему - Творцу небес и земли - и отклонился от всякого пути, кроме Его прямого пути. Я не из тех, кто придает Ему сотоварищей».
Но самое важное, что следует сказать во время забития животного, это слова:
«БисмиЛлях, Аллаху Акбар».
(С именем Аллаха, Аллах превыше всего)
Если человек намеренно не произнес эти слова, его курбан недействителен, более того, мясо забитого таким образом животного - харам, то есть употреблять его в пищу запрещено. Но, если человек не произнес эти слова по забывчивости, а не намеренно, его ошибка прощается - и курбан, и забитие животного по Шариату действительны.
Если человек не может произнести «БисмиЛлях, Аллаху Акбар» на арабском языке, он может произнести имя Аллаха на своем языке, например: «С именем Аллаха».

Как разделить мясо

Если животное забито несколькими людьми, как в случае с коровой или верблюдом, его мясо необходимо разделить на равные части с помощью взвешивания, а не просто на глаз. Даже если все участники согласны разделить мясо без взвешивания, это всё равно запретно по Шариату.
Тем не менее, если взвесить мясо по каким-то причинам не представляется возможным и все участники согласны разделить мясо без взвешивания, дозволено разделить мясо на глаз, но при условии, что в каждой части будет либо нога животного, либо какая-то часть его печени.
Несмотря на то, что человеку, который совершил курбан, дозволено оставить всё мясо себе, лучше отдать одну треть бедным людям, одну треть - родственникам, а оставшееся оставить себе.
Дозволено использоваться все части забитого в качестве курбана животного для своих нужд, но нельзя продавать что-то либо из них или отдавать мяснику в качестве оплаты его работы. Если человек продал часть мяса или шкуру/кожу животного, он должен отдать полученные от этого деньги в качестве милостыни человеку, который входит в число тех, кому выплачивают закят.

Календарь является одним из неотъемлемых элементов повседневной жизни каждого человека. Мусульмане имеют собственную систему летоисчисления, опираясь на которую происходит соблюдение ими тех или иных религиозных предписаний.

Большинство государств мира на сегодняшний день пользуется григорианским солнечным календарем, ведущим отсчёт от рождения Иисуса Христа (Пророка Исы, р.а.) и включающим в себя 12 месяцев (365 или 366 дней). В исламе же за основу взят , отсчитывающий дни с момента Хиджры - переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину, произошедшей в 622 году по григорианскому летоисчислению (его называют Милади). Ключевым же отличием является то, что мусульманский календарь короче григорианского на 11-12 дней, поэтому наступление тех или иных религиозно значимых событий происходит в разные даты григорианского календаря.

При этом мусульмане не имеют всеобщего единого исламского календаря, так как используются разные методы определения нового месяца. Одни богословы ратуют за то, что этот момент наступает тогда, когда на небе видна новая луна. Другие же считают, что в данном случае следует прибегать к новейшим технологиям и определять наступление месяца по спутнику. Именно наличие этих разногласий приводит к тому, что одно и то же событие (например, наступление месяца Рамазан, празднование Ураза-Байрам и так далее) в разных государствах и даже регионах одной страны происходит в разное время.

Мусульманский календарь, как и григорианский, составляют 12 месяцев. В заключительном Божьем Откровении сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36)

особенности каждого месяцА

1. Мухаррам

Начинается исламский календарь с месяца Мухаррам. Он занимает особое положение и входит в число четырёх запретных месяцев в исламе, о которых упоминается в вышеупомянутом аяте. Их запретность обусловлена тем, что Творец наш наложил запрет на конфликты и ведение войн в эти месяцы.

Месяц Мухаррам, который особо выделяется в исламе, несёт в себе большое достоинство для правоверных. К примеру, этот период считается весьма благоприятным для тех, кто собирается держать дополнительный пост. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) разъяснял: «После Рамазана самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам - месяц Господа» (хадис от Муслима и Абу Дауда).

Отдельно мусульмане выделяют в месяце Мухаррам день Ашура, который приходится на десятое его число. О значимости этой даты свидетельствует то обстоятельство, что немало важных событий в истории ислама приходится именно на (в 2019 г. это 9 сентября). Соблюдение поста 10-го числа месяца Мухаррам, как считается, способствует искуплению грехов за целый год. В доказательство приводится достоверное изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «У того, кто постится в день Ашуры, прощаются грехи за год» (хадис от Муслима, ат-Тирмизи и Ахмада). Однако шиитские богословы утверждают, что пост в этот день соблюдать не следует, поскольку это дата трагической гибели имама Хусейна, особо почитаемого у мусульман-шиитов.

2. Сафар

Вторым месяцем исламского лунного календаря является Сафар. У арабов доисламского периода он считался месяцем бедствий, в связи с чем в этот период они старались не выходить в длительные путешествия, не вступать в брак и т.д. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) развеял эти предрассудки, заявив: «Не существует плохих примет месяца Сафар» (Муслим).

Следует помнить, что всё в этом мире исходит от нашего Создателя, вне зависимости от того, какой месяц на дворе.

3. Раби уль-Авваль

В календаре мусульман третьим по счёт идёт месяц Раби уль-Авваль, значимый, прежде всего, тем, что в этот месяц родился и перешёл в мир иной Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.). Обращаясь к нему с Своём Откровении, Аллах указывает:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

К слову, мусульмане, проживающие главным образом в государствах постсоветского пространства, а также в ряде иных стран, празднуют (8 ноября) - День рождения своего Пророка (с.г.в.). Однако богословы из арабского мира выступают категорически против его празднования. В качестве аргумента они приводят хадис, который гласит: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд).

4. Раби уль-Ахир

Четвёртым месяцем года в системе мусульманского летоисчисления является Раби уль-Ахир, именуемый также Раби ус-Сани. Его название означает «последняя весна» или «вторая весна» и подразумевает продолжение предыдущего месяца.

5. Джумад аль-Уля

Следующий месяц исламского календаря - Джумад аль-Уля (иногда называют Джумад аль-Авваль). Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи. В этот месяц, как правило, в доисламской Аравии (откуда и сохранились названия всех месяцев) имела место засуха.

6. Джумад аль-Ахир

Шестым месяцем календаря является Джумад аль-Ахир (или Джумад ас-Сани). Этот месяц, как и предыдущий, считался у арабов времён джахилии самым засушливым, в связи с чем они и получили такие наименования. В месяц Джумад аль-Ахир перешёл в мир иной ближайший сподвижник Мухаммада (с.г.в.) и первый праведный халиф - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.).

7. Раджаб

Вторая половина лунного года начинается с месяца Раджаб. Как и Мухаррам, он входит в перечень запретных месяцев в исламе, во время которых строго запрещается ведение войн. Так, существует коранический аят:

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217)

В хадисах можно встретить слова Посланника Всевышнего о желательности держать уразу в запретные месяцы, к каковым относится и Раджаб. «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд). Однако многие богословы назвали этот хадис слабым.

На месяц Раджаб пришлись значимые в истории ислама события. К примеру, в 1-ю его пятницу наступает - дата заключения брака родителями Заключительного Божьего Посланника. Некоторые богословы возводят её до уровня праздника, другие же отмечают, что эта ночь является лишь памятной датой, а значит, праздновать данную дату не стоит.

27 числа месяца Раджаб состоялось знаменитое ночное путешествие Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Исра, а также его вознесение на небеса - . Данное событие является одним из величайших чудес в истории ислама и упоминается в Коране:

«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1)

8. Шаабан

Восьмой по счёту мусульманский месяц, идёт непосредственно перед священным Рамазаном. Во время Шаабана верующие готовятся к соблюдению предстоящего обязательного поста. Подготовка включает, в том числе, соблюдение поста в отдельные дни. Так делал и Посланник Всевышнего (с.г.в.).

Передаётся со слов Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я не видела, чтобы Пророк Мухаммад соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамазан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Шаабане» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, правоверным в этот месяц не меньшее внимание следует уделить и поклонению. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Наш Господь спускается в середину ночи месяца Шаабан и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и приверженца нововведений!» (Ибн Маджа).

9. Рамазан

Наиболее значим для мусульман во всём мире Священный месяц Рамазан (Рамадан). Важность его обусловлена тем, что именно в эти 30 дней исламского календаря человечеству была ниспослана последняя Книга Аллаха.

Исключительность Рамазана описывается в хадисах: «Когда наступает Рамазан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари и Муслим).

Важнейший элемент данного месяца - обязательный пост, служащий одним из столпов ислама. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешения будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них» (аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, именно на 9-й месяц исламского календаря приходится лучшая ночь в году - (Ночь предопределения). На её величие указывает уже тот факт, что ей посвящена целая кораническая сура:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или могущества, величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Сура 97)

Эти аяты прямо указывают, что Ляйлят уль-Кадр превосходит по степени своего блага 1000 месяцев, а это соответствует более чем 83 годам - практически целой человеческой жизни. И всякое положительное деяние, которое свершается в эту ночь, обернётся для раба Аллаха куда большим благом, нежели добрые поступки, совершаемые им на протяжении всей своей земной жизни.

В Рамазан верующим надлежит усердствовать в чтении аятов и сур Священной Книги, читать (предпочтительно - с джамаатом) намазы таравих, совершать иные благие дела, поскольку за них можно рассчитывать на увеличенную во много раз награду от Создателя. (В 2019 году месяц Рамазан начинается 6 мая и первый день поста приходится на эту дату).

10. Шавваль

Следующий за Рамазаном месяц Шавваль тоже считается особым в жизни уммы. В первую очередь это обусловлено тем, что 1-го числа данного месяца отмечается один из самых важных исламских праздников - День разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-Байрам, который в 2019 году выпадает на 4 июня и празднуется ещё два последующих дня).

Во-вторых, в Шавваль мусульманам рекомендуется соблюдать 6 дней уразы. Совместно с постом в месяц Рамазан они дают награду, равноценную савабу, получаемому за год поста. Основание так утверждать содержится в хадисе: «Если кто-то соблюдал уразу в Рамазан и прибавил к ней шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (Муслим).

11. Зуль-Каида

Одиннадцатым месяцем исламского календаря является Зуль-Каида, третий запретный месяц после Мухаррама и Раджаба. В ходе него запрещается вести военные действия и вступать в конфликты.

12. Зуль-Хиджа

Заключительный месяц года в исламском летоисчислении играет огромнейшую роль в жизни уммы, поскольку на него приходится выполнение важных религиозных обрядов.

Во-первых, Зуль-Хиджа является месяцем совершения одного из столпов ислама - паломничества ().

Во-вторых, отдельно выделяются первые 9 дней этого месяца: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит совершение их именно в эти дни», - говорится в хадисе, приведённом аль-Бухари. Данный временной отрезок правоверным советуется провести в посту, проявить усердие в поклонении, помогать нуждающимся, претворять в жизнь иные угодные Аллаху деяния.

Особое место в начальной декаде месяца Зуль-Хиджа занимает День Арафа (в 2019 году приходится на 10 августа) . Тому, кто в этот день будет держать уразу, по милости Господа будут прощены все грехи, которые он совершил за 2 года. Подтверждение этому можно найти в хадисе: «Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошедшего и грядущего годов» (Муслим).

Ну и самая важная дата в конце мусульманского лунного года приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджа, когда отмечается второй из величайших праздников в исламе - День жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-Байрам, который в 2019 году празднуется с 11 по 14 августа).

1. Всевышний Аллах поклялся этими днями в Священном Коране, а Его клятва является указанием на важность и великое благо, содержащееся в предмете клятвы. Так, Аллах говорит (перевод смысла): «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» (сура «Заря», аяты 1-2).

Передается, что Масрук и Мухаммад бин Кааб считали, что слово «аль-фаджр» (заря) относится в данном аяте именно ко Дню Жертвоприношения, которому предшествует последняя из десяти ночей месяца зуль-хиджжа.

Что касается слов «десятью ночами», то они, согласно Ибн Аббасу, Ибн аз-Зубайру, Муджахиду и другим знатокам Корана из ранних и поздних поколений, относятся к первым 10 дням месяца Зуль-Хиджжа. Приведя вышеупомянутые сообщения, Ибн Кясир сказал: «Это правильное мнение» («Тафсир» Ибн Кясира, 8/413).

2. Праведные дела, совершенные в эти дни, наиболее любимы Аллахом.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», — имея в виду (первые) 10 дней (месяца Зуль-Хиджжа. Люди) спросили: «И даже Джихад на пути Аллаха?» (т.е. неужели даже джихад Аллах любит меньше, если он совершается в иное время?) (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого» (иначе говоря, если только речь не идёт о человеке, который был убит на поле битвы и стал мучеником). (Аль-Бухари).

3. Праведные дела, совершенные в эти дни, в наибольшей степени вознаграждаются Аллахом.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Нет более достойного дела пред Аллахом и нет более великой награды (за него), чем праведное дело, совершенное в течение 10 дней Жертвоприношения (т.е. в течение девяти дней, предшествующих Празднику Жертвоприношения, и в 10-й день Зуль-Хиджжа, являющийся Праздником Жертвоприношения). Его спросили: «И даже Джихад на пути Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого» (Ад-Дарими, 1/357. Цепочка этого хадиса (иснад) является хорошей, как на то указал шейх аль-Албани в «Аль-Ирва«, 3/398).

4. Великое благо, заключенное в поминании Аллаха в эти дни.

Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет дней, более великих, нет дней, в которых дела, совершенные в них, были бы более любимыми Аллахом Всевышним, чем эти 10 дней (Зуль-Хиджжа). Так почаще произносите в них слова тахлиля (т.е. «Ля иляха илля-Ллах»), такбира (т.е. «Аллаху Акбар») и тахмида (т.е. «Аль-хамду ли-Ллях»)» (Ахмад, 7/224. Ахмад Шакир указал на достоверность этого хадиса).

5. В эти дни совершается Хадж, а после праздничной молитвы начинает совершаться обряд жертвоприношения.

6. Эти дни включают в себя День Арафа и День Жертвоприношения.

Священный месяц Зуль-Хиджа: благословенные дни и ночи

Первые 10 Дней и Ночей Месяца Зуль- Хиджа

В эти Дни Аллах принял просьбу Пророка Адама (мир ему) о прощении.

В эти Дни Пророк Ибраhим построил Священную Каабу.

В эти Дни Пророк Муса (мир ему) удостоился Милости иметь возможность разговаривать с Аллахом.

В эти Дни Пророку Дауду (мир ему) была ниспослана милость Аллаха.

В Эти Дни Пророку Мухаммаду (мир ему и благословление Аллаха) были принесены клятвы (Баййя-Ридваан) в День Аль-Худайбии (см. Коран 48:18).

Передано, что Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) однажды произнес:

«Из всех дней этого мира самые лучшие 10 дней месяца Зуль-Хиджа».

В другом хадисе передано, что лучшие 10 ночей – последние 10 Ночей месяца Рамадан.

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто держит пост в День Арафат, тот получит такое же вознаграждение, как если бы постился весь год, который был до этого, и весь год, который последует».

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) никогда не пропускал следующие виды Ибадата:

1) Пост в течение первых 9 дней месяца Зуль-Хиджа

2) Пост в День Ашуры (10 Мухаррам)

3) Пост в течение 3 дней ежемесячно (середина месяца 13, 14, 15 число)

4) Выполнение 2 ракаата дополнительного намаза до утреннего.

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Изо всех дней Аллах более всего любит искреннее поклонение Ему верующих в 10 дней месяца Зуль-Хиджа. И человек, посвятивший посту хотя бы один день в эти 10 дней, получит награду как за пост в течение целого года. А тот, кто в ночное время искренне совершает ибадат (Поклонение Аллаху) хотя бы в одну из ночей в эти 10 Ночей, подобен тому, кто совершает ибадат в ночное время в течение всего года».

Саид ибн Джубейр (Рахматуллах алейх) говорил, обращаясь к верующим:

«Не гасите свет в эти 10 Ночей» — имеется в виду ночное бодрствование с единственной целью совершать Ибадат.

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) говорил:

«Соблюдающему пост в эти 10 Дней за каждый день будет записана награда поста целого года».

Как первые десять дней месяца Зуль Хиджа отличаются от других дней

Первые десять дней Зуль Хиджа: Дни добродетели и праведных дел

Хвала Аллаху, Кто создал Время и сделал одно время лучше, чем другое, одни месяцы и дни и ночи лучше, чем другие, когда награды умножены во много раз, как милосердие к Его рабам. Это поощряет их делать больше праведных дел и заставляет их более страстно стремиться поклоняться Ему так, что мусульманин возрождает свои усилия, чтобы получить большую долю награды, готовить себя к смерти, и предлагает себя в готовности к Судному Дню.

Это время поклонения приносит много благ, такие, как возможность исправить свои ошибки и восполнить какие-либо изъяны или что-либо, что кто-то, возможно, упустил. Каждая из этих особых возможностей включает некоторый вид поклонения, через которое рабы могут ближе приблизиться к Аллаху и некоторому благословению, хотя Аллах дарует Его благоволение и милосердие на кого Он пожелает.

Счастлив тот человек, который максимально использует эти специальные месяцы, дни и часы и приближается к своему Господу в это время через действия поклонения; он будет, наиболее вероятно, тронут благословением Аллаха и будет чувствовать радость знания, что он является в безопасности от огня Ада. (Ибн Раджаб Аl-Lataaif, стр. 8)

Мусульманин должен понять ценность его жизни, увеличить своё поклонение Аллаху и упорствовать в выполнении благих действий до момента смерти. Аллах говорит (интерпретация значения):

«И поклоняйся своему Господу, пока к тебе не придёт то, что несомненно.” [Аль-Хиджр 15:99]. Комментаторы сказали: «Несомненное (Аль Йакин – прим. пер.) означает смерть».

Среди особого времени поклонения – первые десять дней Зуль Хиджа, которыe Аллах предпочёл всем другим дням года. Ибн `Аббас (пусть будет Аллах доволен им и его отцом) сообщил, что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал:

«Не существует дней, в которые праведные дела являются более возлюбленными Аллахом, чем эти десять дней». Люди спросили: «Даже джихад ради Аллаха?» Он сказал: «Даже джихад во имя Аллаха, кроме случая, когда человек ушёл бороться отдав себя и своё богатство ради дела, и возвратился ни с чем». (Сообщено Аль Бухари, 2/457)

Ибн `Аббас (пусть будет Аллах доволен им и его отцом) также сообщил, что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал: «Нет никакого дела, более драгоценного для Аллаха, более значительного в награде, чем благое дело, совершённое в течение десяти дней Жертвоприношения». Его спросили: «Даже джихад во имя Аллаха?» Он сказал: «Даже джихад во имя Аллаха, кроме случая, когда человек ушёл бороться, отдав себя и своё богатство ради дела, и возвратился ни с чем». (Сообщено Аль Даарими, 1/357; его иснад хасан как заявлено в аль-Ирва, 3/398)

Эти и другие тексты указывают, что эти десять дней лучше, чем все другие дни года, без исключений, даже последние десять дней Рамадана. Но последние десять ночей Рамадана лучше, потому что они включают Лейлат-уль Кадр («Ночь Предопределения»), которая лучше, чем тысяча месяцев. Таким образом, различные сообщения могут быть согласованы. (См. Тафсир Ибн Катира, 5/412).

Вы должны знать, что достоинство этих десяти дней основано на многих вещах:

1. Аллах даёт клятву ими, и принесение клятвы чем-либо показательно в её важности и большого блага. Аллах говорит (интерпретация значения): «Клянусь зарею, клянусь десятью ночами» [Аль Фаджр 89:1-2]. Ибн `Аббас, Ибн Аль Зубейр, Мужаахид и другие, из более ранних и более поздних поколений, говорили, что это касается первых десяти дней Зуль Хиджа. Ибн Казир сказал: «Это – правильное мнение» (Тафсир Ибн Катир, 8/413)

2. Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) свидетельствовал, что они – лучшие дни этого мира, как мы уже цитировали вышеупомянутое из сахих хадисов.

3. Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) поощрял людей, чтобы совершать праведные дела из-за достоинства этого времени для людей во всём мире, а также из-за достоинства места – для Худжадж (паломников) к Священному Дому Аллаха.

4. Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) приказал, чтобы в это время мы много произносили Тасбих (Субхан-Алла), Тахмид (Аль-Хамду Лилля) и Такбир (Аллаху акбар).

Абдулла Ибн Умар (пусть Аллах будет доволен им и его отцом) сообщил, что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал: «Нет дней, более великих для

Аллаха, и в которые праведные дела являются более любимы Им, чем эти десять дней, так что в это время много произносите Тахлил (Ля иляха илл-Алла), Такбир и Тахмид. (Сообщено Ахмадом, 7/224; Ахмад Шаакир констатировал, что это – сахих).

5. Эти десять дней включают День Арафа, в который Аллах усовершенствовал Его Религию. Пост в этот день искупит грехи двух лет. Эти дни также включают Яум аль-Нахар (день Жертвоприношения), самый великий день всего года и самый великий день Хаджа, который сочетает действия поклонения образом, отличным от любого другого дня.

6. Эти десять дней включают дни жертвоприношения и Хаджа.

Вопрос: Чего мусульманин должен избегать в течение этих десяти дней,

если он хочет сделать жертвоприношение?

Сунна указывает, что тот, кто хочет принести жертву, должен прекратить стричь свои волосы и ногти и удалять что-либо со своей кожи с начала этих десяти дней, пока он не принесёт жертву, потому что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Когда вы видите новую луну Зуль Хиджа, если любой из вас хочет принести жертву, то он должен прекратить стричь волосы и ногти, пока он не принесёт свою жертву”. Согласно другому сообщению он сказал: “Он не должен ничего удалять (буквально трогать) со своих волос или кожи”. (сообщено Муслимом с четырьмя иснадами, 13/146)

Вот это указание Пророка (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) делает одну вещь обязательной, и его запрещение делает другую харамом, согласно самому убедительному мнению, потому что эти команды и запрещения безоговорочны и неизбежны.

Однако, если человек совершает любое из этих действий преднамеренно, он должен искать прощение Аллаха, но не обязан приносить (дополнительную) жертву во искупление; его жертва будет принята.

Тот, кому необходимо удалить какие-либо волосы, ногти и т.д., потому что это вредит ему, как наличие сломанного ногтя или раны в том месте, где есть волосы, должен сделать это, и в этом нет ничего неверного. Состояние ихрама настолько важно, что разрешается подстричь волосы, если неприкасание к ним причинит вред.

Нет ничего неверного в том, что мужчины или женщины моют свои головы в течение первых десяти дней Зуль Хиджа, потому что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) запретил только подстригание волос, а не их мытьё.

Мудростью этого запрещения тому, кто хочет принести жертву, в подстригании его волос и т.д., является то, чтобы он мог походить на тех, кто в состоянии ихрама, в некоторых аспектах совершаемых ритуалов, и то, чтобы он мог ближе оказаться к Аллаху, принося жертву. Поэтому он не трогает свои волосы и ногти до времени, пока не принесёт жертву, в надежде, что Аллах полностью спасёт его от Огня. И Аллах знает лучше.

Если человек подстриг свои волосы или ногти во время первых десяти дней Зуль Хиджа, потому что не планировал жертвоприношение, затем позднее он решает, в течение этих десяти дней, принести жертву, то он должен воздержаться от стрижки своих волос и ногтей с момента принятия решения.

Некоторые женщины уполномочивают своих братьев или сыновей для принесения жертвы от их имени, затем стригут свои волосы в течение этих десяти дней. Это неправильно, потому что правило относится к тому, кто предлагает жертву, вне зависимости от того, уполномочивает ли он (или она) кого-то другого, чтобы выполнить дело фактически.

Запрещение не относится к уполномоченному человеку, только к человеку, который приносит жертву, как указывается в хадисе.

Человек, который делает жертвоприношение от имени кого-то ещё, по любой причине, не должен придерживаться этого запрещения.

Из этого ясно, что это запрещение применяется только к тому, кто приносит жертву, не к его жене и детям, только если кто-либо из них не предлагает жертву по его или её собственному праву, потому что Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) имел обыкновение жертвовать “от имени семейства Мухаммада”, но нет никаких сообщений, которые говорят, что в это время он запрещал им стричь волосы или ногти.

Если человек планировал принести жертву, затем он решает пойти и совершить Хадж, то он не должен состригать волосы или ногти, если он хочет войти в ихрам, потому что согласно сунне стригут волосы и ногти, когда необходимо. Но если он выполняет Таматту [посредством чего он совершает `Умру, выходит из ихрама и

снова входит в ихрам для Хаджа], в конце своей `Умры он должен

подрезать волосы, потому что это – часть ритуала.

О вещах, которые описаны выше, как запрещаемые для человека, планирующего принесение жертвы, сообщено в вышеуказанном хадисе; человеку не запрещено пользоваться духами, иметь брачные отношения, носить сшитые предметы одежды, и т.д.

Что касается видов поклонения, которое нужно выполнять в эти десять дней, нужно понимать, что эти дни – большое благословение от Аллаха Его рабу, ценность которого понимается активно праведным.

Мусульманин обязан ценить это благословение и максимально использовать эту возможность, посвящая эти десять дней уделению большего внимания тому, чтобы прилагать все усилия к поклонению.

Среди Его благословений Его рабам, Аллах дал нам много путей для совершения доброго и поклонения Ему, так, чтобы мусульманин мог быть постоянно активен и последователен в его поклонению своему Господу.

Среди благих актов, которые мусульманин должен стремиться выполнять в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа следующие:

Пост. Является сунной поститься на девятый день Зуль-Хиджа, потому что Пророк (Салл АллахуАлейхи уа Саллам) убеждал нас делать благие дела в это время, и пост- одно из лучших дел. Аллах выбрал пост для Себя, как заявляется в хадисе Кудси: «Аллах говорит: `Все дела сына Адама – для него, кроме поста, который – для Меня, и Я – Тот, Кто вознаградит его за это» (Сообщено Аль Бухари, 1805).

Пророк (Салл АллахуАлейхи уа Саллам) имел обыкновение поститься на девятый день Зуль-Хиджа. Хунайда Ибн Халид сообщил от своей жены, что некоторые из жён Пророка (Салл АллахуАлейхи уа Саллам) сказали: «Пророк (СаллАллаху Алейхи уа Саллам) имел обыкновение поститься на девятый день Зуль-Хиджа, в день `Ашуры, во время трёх дней каждого месяца и в первые два понедельника и четверга каждого месяца» (Сообщено Аль Насайи, 4/205 и Абу Даудом; классифицировано Аль Альбани как сахих в Сахих Аби Дауд, 2/462).

Такбир. Является Сунной произносить Такбир (Аллаху акбар), Тахмид

(Аль-Хамду Лилля), Тахлиль (Ля илааха илл-Алла) и Тасбих (Ля иляха илл-Алла) в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа, и говорить это громко в мечети, дома, на улице и в каждом месте, где разрешено, чтобы помнить Аллаха и упоминать Его имя вслух, как акт поклонения и как провозглашение величия Аллаха Субханаху уа Тааля. Мужчины должны произносить эти фразы вслух, а женщины должны произносить их тихо.

Аллах говорит (интерпретация значения):

«дабы удостовериться в том, что полезно для них (то есть награду Хаджа в будущей жизни, а также некоторую мирскую выгоду от торговли, и т.д.), славить имя Аллаха в установленные дни при [принесении в жертву]…» [Аль Хадж 2:28]

Большинство учёных соглашаются, что «установленные дни» являются первыми десятью днями Зуль-Хиджа, из-за слов Ибн `Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом): «Установленные дни»– это первые десять дней (Зуль-Хиджа)».

Такбир может включать слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ля илааха илл-Алла; уа Аллаху акбар уа Лилляахиль-хамд (Аллах Велик, Аллах Велик, нет бога кроме Аллаха; Аллах Велик и хвала Аллаху)» так же, как и другие фразы.

Такбир в наше время является аспектом Сунны, о котором забыли, особенно в начале этого периода, настолько, что Такбира почти совсем не слышно, кроме как от нескольких человек. Этот Такбир должен произносится громко, чтобы возродить Сунну и как напоминание небрежному.

Существует достоверное свидетельство, что Ибн Умар и Абу Хурейра (пусть Аллах будет довольным ими) имел обыкновение выходить на рынок в течение первых 10 дней Зуль-Хиджа, произнося Такбир, и люди произносили Такбир, слышав их. За идеей напоминания людям о произнесении Такбира стоит то, что каждый должен произносить его индивидуально, не в унисон, так как нет никакого основания в шариате для того, чтобы делать это.

Возрождение дел Сунны, о которых фактически забыли – дело, которое принесёт огромную награду, как указано словами Пророка (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам): «Любой, кто восстанавливает дело моей Сунны, забытое после моей смерти, будет иметь награду, равную награде людей, которые следуют за ним, без сколь какого-нибудь умаления от их награды» (Сообщено ат-Тирмизи, 7/443; это – хадис хасан из-за подтверждения)

Совершение Хаджа и Умры. Одним из благих действий, которые можно сделать в течение этих десяти дней, является выполнение Хаджа к Священному Дому Аллаха. Тот, кому Аллах помогает идти на Хадж к Его Дому и выполнять все ритуалы должным образом, включён в слова Пророка (СаллАллаху Алейхи уа Саллам):

Принятый [признанный] Хадж приносит не меньшую награду, чем Рай.

«Выполнение большего количества благих действий вообще, потому что

благие дела любимы Аллахом и принесут большую награду от Него. Тот, кто не может отправиться на Хадж, должен занять себя в это благословенное время, поклоняясь Аллаху, молясь, читая Куран, поминая Аллаха, делая дуа, делая

благотворительность, почитая своих родителей, поддерживая связи родства, предписывая добро и запрещая зло, и другие благие дела и действия поклонения.

Жертвоприношение. Одним из благих дел, которые приблизят человека к Аллаху в течение этих десяти дней, является выполнение жертвоприношения, выбирая животное высокого качества и откармливая его, тратя деньги ради Аллаха. Искреннее раскаяние.

Одна из самых важных вещей, которые нужно выполнять в течение этих десяти дней – искренне раскаяться перед Аллахом и прекратить все виды неповиновения и греха. Раскаяние означает возвращение к Аллаху и отказ от всех дел, открытых и секретных, которые Он не любит, раскаиваясь в том, что было, бросая это немедленно, и в полной решимости никогда не возвращаться к этому, но твёрдо придерживаться Правды, делая, что любит Аллах. Если мусульманин совершает грех, он должен поспешить раскаяться сразу, без задержки, во-первых, потому что он не знает, когда умрёт, и, во-вторых, потому что одно злое дело приводит к другому.

Раскаяние в особое время очень важно, потому что в большинстве случаев мысли людей в это время возвращаются к поклонению, и они сильно желают совершать добро, которое приводит их к признанию их грехов и чувству сожаления о прошлом. Раскаяние обязательно всегда, но когда мусульманин сочетает искреннее раскаяние с благими делами в течение дней великого преимущества, это – признак успеха, ин шаАлла. Аллах говорит (интерпретация значения):

«А тот, кто раскаялся, уверовал и творил праведные дела, быть может, будет в числе спасшихся» [Рассказ 28:67]

Мусульманин должен быть уверен, что он не упускает ни одной из этих важных возможностей, потому что время проходит быстро. Пусть он готовится, совершая благие дела, которые принесут ему награду, когда он будет нуждаться в этом больше всего, вне зависимости от того, сколько награды он зарабатывает, он найдет, что это – меньше того, в чём он нуждается; время отъезда – под рукой, путешествие – пугающе, заблуждение широко распространено, и дорога длинна, но Аллах всегда бдит, и к Нему мы возвратимся и будем давать отчёт. Как говорится в Куране (интерпретация значения):

«Кто бы ни совершил добро – [хотя бы] на вес пылинки, он обретёт

[воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла – [хотя бы] на вес пылинки, он обретёт [возмездие] за него» [Сотрясение 99:7-8]

Существует многое для достижения пользы, так максимально используйте

возможность, предоставленную в эти неоценимые и незаменимые десять дней.

Спешите делать хорошие дела, перед ударами смерти, прежде чем можно сожалеть о своей небрежности и невыполнении дел, прежде чем каждого попросят возвратиться к месту, где на молитвы не будет ответа прежде, чем смерть вмешается между обнадёживающим и вещами, на которые надежда, прежде чем вы заманены в ловушку с вашими делами в могиле. O вы, твёрдое сердце которых столь же темно, как ночь, не то ли это время, когда ваше сердце заполнилось светом и стало мягким?

Подставьте себя нежному бризу милосердия вашего Господа в течение этих десяти дней, ибо Аллах заставит этот бриз коснуться того, кого Он пожелает, и тот, кто будет затронут им, будет счастлив в Судный День.

Пусть Аллах благословит нашего Пророка Мухаммада и всю его Семью и Соратников.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Кавказ Центр

Поделится 0